На приведенной танке Вы видите Нагарджуну, сидящего на троне и облокотившегося на лотос. К нему склонился его ученик Арьяведа. В верхнем правом углу изображен бодхисаттва, возможно, проявление Авалокитешвары. Нагарджуна родился в богатой семье брахманов на
юге Индии. Вероятно, это произошло в начале второго столетия нашей эры.
Он стал буддийским монахом, а затем великим философом. Он создал школу
Мадхьямика, или Средний Путь, буддийское учение о мудрости в понимании
взаимозависимого происхождения, относительной природе реальности
и отсутствии абсолютной реальности или пустоте.
Согласно легенде, Нагарджуна отправился на далекую
планету и принес оттуда секретный химикат, который мог превращать в золото
простые металлы. Посредством золота, добываемого таким образом Нагарджуна
поддерживал монахов в течении шести лет. Когда монахи узнали о том, что
он делает и продает золото, они выгнали его из монастыря, так как ведение
бизнеса без разрешения, даже для их блага, было нарушением правил Виная,
предписаний для поведения монахов.
В первый же день чтения мантр двенадцать демонов из главного круга злых духов сотрясли землю. На второй день они вызвали наводнение. Огонь вспыхнул на третий день, а на четвертый начался ураган. Пятый день был ознаменован дождем из разного оружия, а шестой - камнепадом. На седьмой день появились демоны обоего пола, разбрасывая все вокруг, но и они оказались не в силах прервать медитацию Нагарджуны. Затем женщины-демоны с севера пришли к нему и сказали: " Чем мы можем служить тебе ? " Приносите мне то, что нужно для поддержания жизни, мне не нужно ничего сверх",- ответил Нагарджуна. И они каждый день приносили ему четыре горсти риса и немного овощей. Питаясь так, мастер практиковал двенадцать лет, и все это время сто восемь демонов находилось в его власти, а его мысли были направлены на благо живых существ.
По легенде его приглашали учить нагов, которые обычно принимают форму змей. Хотя его приглашали остаться с ними, он не остался и получил от них двенадцать томов Праджняпарамиты (которые сейчас хранятся в храме Нагарджуны в Катманду) и глину нага, при помощи которой он строил ступы. Обычно его изображают со змеиным навесом над головой, что говорит о том, что среди его учеников были нага и что он находится под их защитой. Имя Нагарджуна также означает, что он пользовался успехом у нагов. Последнюю часть жизни Нагарджуна провел в медитации у горы, Шри Праварта на юге Индии, но об этом очень мало исторических данных. Одна общая устная легенда о его смерти гласит, что Хинду, его оппоненты по дебатам, попросили его умереть, так как никак не могли одолеть его в дебатах и в то же время они не могли причинить ему никакого вреда. Нагарджуна согласился, но сказал, что только один
из участников дискуссии, который был в прошлой жизни муравьем и которого
Нагарджуна убил куском травы Куша имеет силу для того, чтобы убить его.
Таким образом, этот оппонент отрубил Нагарджуне голову стеблем травы Куша.
|