СВЯЗЬ ДЗОГЧЕНА С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ БУДДИЙСКОГО ПУТИ
Из книги Чогял Намхай Норбу Ринпоче "Кристалл и путь света"
 
Откажитесь от всех дурных деяний,
Всегда действуйте только во благо,
полностью овладейте своим умом -
вот учение Будды.
Будда Шакьямуни.


Если мысли возникают,
Сохраняйте присутствие в этом состоянии,
Если мысли не возникают,
Сохраняйте присутствие в этом состоянии -
Присутствие одинаково в любом состоянии.
Гараб Дордже.

Проблема двойственности
Чтобы понять Дзогчен, полезно рассмотреть его связь с другими духовными путями, входящими в спектр буддийских Учений, - все они одинаково драгоценны и были преподаны на благо живых существ с разными уровнями способностей. Все эти пути имеют общую цель - преодоление препятствия, возникающего оттого, что человек пребывает в двойственном состоянии, пестуя субъективное "я", или эго, которое, воспринимая внешний для себя мир как нечто "другое", постоянно пытается манипулировать этим миром для достижения удовлетворения и безопасности. Но достигнуть удовлетворения и безопасности так никогда и не удается, потому что все явления, которые кажутся внешними, непостоянны, а кроме того, истинная причина страдания и неудовлетворенности кроется в глубинном чувстве неполноты - неизбежном следствии пребывания человека в состоянии двойственности.

Будда был полностью реализовавшим существом и проявил человеческое рождение в V в. до н. э., в Индии, чтобы использовать возможность словами и собственным примером учить других людей. Страдание - это нечто очень конкретное, то, что каждый знает и чего хочет по возможности избежать, поэтому Будда и начал свое учение с того, что в своей знаменитой первой проповеди о Четырех благородных Истинах повел речь о страдании. Первая истина привлекает наше внимание к самому факту страдания, указывая на существование лежащей в основе всего бытия неудовлетворенности, неотъемлемой от нашего состояния. Вторая истина объясняет причину этой неудовлетворенности - двойственное состояние бытия, переживаемое нами вследствие приверженности к явлениям и желаниям, которые укрепляют иллюзию наличия эго как сущности, отдельной от единой целостной вселенной. Третья истина провозглашает возможность прекращения этого страдания благодаря возврату к переживанию целостности путем преодоления двойственности. Четвертая истина объясняет путь к прекращению страдания - тот самый путь, которому учил Будда.

Сутра
Все буддийские традиции сходятся в том, что существует главная проблема - страдание, но каждая из них предлагает свой метод ее решения, чтобы вернуть человека к переживанию изначального единства. Традиция Хинаяны придерживается пути отречения, который проповедовал Будда в облике человека. Позднее его слова были записаны в так называемых сутрах. Здесь эго сравнивается с ядовитым деревом, а применяемый метод подобен последовательному выкапыванию корней этого дерева. Согласно этому пути, следует преодолеть все привычки и склонности, которые считаются препятствиями к освобождению. И потому на этом уровне существует множество связанных с обетами правил поведения, которые регулируют все наши действия. Идеалом является монах, принявший максимальное число обетов, - во всяком случае, как среди монашества, так и среди верующих мирян, обычная жизнь считается нечистой и ее надлежит отвергнуть, чтобы, применяя различные способы медитации, превратиться в чистое существо, вышедшее за пределы причин страдания, - стать архатом, который больше не возвращается в круговорот рождения и смерти зависимого существования.

Махаяна
С точки зрения Махаяны, стремиться только к своему собственному спасению и уходить от страдания, когда другие продолжают страдать, - далеко не идеал. В Махаяне считается, что следует трудиться для достижения более высокого блага, ставя желание освободить всех существ выше собственного спасения и, постоянно возвращаясь в круговорот страдания, помогать другим из него выбраться. Тот, кто идет таким путем, называется бодхисаттвой. И Хинаяна, или малая колесница, и Махаяна, или великая колесница, принадлежат к пути отречения, но подход у них разный. Чтобы отсечь корни дерева один за другим, требуется долгое время, и потому Махаяна больше нацелена на то, чтобы избавиться от главного корня, другие же пусть засохнут сами. Она развивает в человеке высшее сострадание, а также подводит к пониманию пустотной сущности всех явлений и индивидуального "я", к которому стремится и Хинаяна.

В Махаяне стоящее за нашими действиями намерение считается столь же важным, как и сами действия, а это совсем иной подход, чем в Хинаяне, где во всех своих действиях человек руководствуется обетами. Есть одна история, которая очень хорошо иллюстрирует это отличие. Богатый купец, ученик Будды, отправился с большим караваном вместе с другими купцами и слугами на некий остров, чтобы привезти на продажу драгоценные камни, которыми славился тот остров. На обратном пути купец узнал, что один из его спутников намеревается убить всех находящихся на судне людей, которых было триста, чтобы завладеть грузом драгоценных камней. Купец знал этого человека и понимал, что тот действительно способен на злодейство. Он мучился сомнениями, не зная, как поступить. В конце концов, несмотря на обет никогда не отнимать жизнь у других существ, принятый перед лицом Будды, ему ничего не оставалось, как убить злоумышленника. Он был очень удручен содеянным и сразу же по возвращении отправился к Будде, чтобы признаться в своем дурном поступке. Но Будда сказал, что его поступок не был ошибкой, ибо намерение заключалось не в том, чтобы отнять, а чтобы спасти жизнь. Кроме того, как объяснил Будда, в действительности он совершил доброе дело, поскольку, по существу, спас жизнь трехсот человек, а также избавил грабителя от чрезвычайно жестокой кармической расплаты за убийство трех сотен людей и неотвратимых последствий такого злодеяния. Поскольку в Махаяне стоящее за действием намерение считается самым важным, все практики предпринимаются ради блага других.

Дзэн-буддизм также является махаянским путем, а так как о нем обычно говорят как о "непостепенном" методе, часто думают, что он - тоже самое, что Дзогчен, который тоже представляет собой непостепенный метод. Но методы Дзогчена и Дзэна и достигаемая благодаря им реализация в корне различны См. книгу автора "Дзогчен и Дзэн", где этот вопрос разбирается подробно. Различие, в сущности, заключается в следующем: тот, кто практикует Дзэн, ставит себе цель реализовать пустотное состояние ума, свободное от понятий реальности (тиб. митогпа), а человек, практикующий Дзогчен, ставит цель выйти за пределы этого пустотного состояния ума, чтобы реализовать состояние чистого изначального присутствия (тиб. ригпа), в котором может быть завершено полное воссоединение энергии - непрерывно проявляющейся функции пустоты.. Об обоих уровнях пути отречения - и Хинаяне, и Махаяне - можно сказать, что они работают на уровне тела.

Тантра или Ваджраяна
В отличие от Хинаяны и Махаяны, Тантра работает на уровне энергии, или "речи". Разумеется, энергия менее осязаема, чем тело. Понять, что такое энергия и как она действует, труднее, нежели осознать простой факт страдания. Поэтому, чтобы практиковать Тантру, требуются более высокие способности.

Хотя термин "тантра" стал употребляться для обозначения текста, который содержит тантрийское Учение, истинное значение этого слова - "непрерывность", в том смысле, что, хотя все феномены (дхармы) пустотны, тем не менее, они непрерывно проявляются. Все тантрийские методы работают с этой непрерывностью, принимая выдвинутый Сутрой постулат о пустоте всех дхарм.

С точки зрения Сутры, относительное измерение - это препятствие, которое следует устранить, чтобы реализовать абсолютный уровень пустоты. Тантра же использует относительное, чтобы способствовать продвижению по пути, уводящему за пределы относительного. Отношение Тантры к страстям, отвергаемым на уровне Сутры, выражено в тантрийском изречении: "Чем больше дров (страстей), тем больше огонь (реализация)". Существуют внешние и внутренние тантры, которые называют также низшими и высшими. Оба этих уровня Тантры в качестве основного метода используют визуализацию, но внешние тантры начинают с уровня внешнего поведения практикующего, чтобы, очистив его ум и действия, подготовить к обретению мудрости. То есть начальный этап внешних тантр - это так называемый "путь очищения", представляющий собой первую ступень Ваджраяны, или "несокрушимой колесницы".

Вторая ступень Ваджраяны - это путь преображения, который начинается с третьего и последнего уровня внешних тантр и включает в себя все три уровня внутренних тантр. Эти внутренние тантры опять-таки опираются на постулат о пустотности всех дхарм, но используют главным образом внутреннюю йогу, работая с тонкой энергетической системой тела, чтобы преобразить все измерение практикующего в измерение того реализовавшего существа, которое визуализируется в практике. Эти методы Будда проповедовал на уровне Самбхогакайи, пребывая не в материальном теле, а в "теле проявления".

Впервые передачу Тантры дает одно из проявлений измерения Самбхогакайи, которое предстает перед каким-либо Учителем, обладающим необходимой для восприятия этого измерения ясностью видения, и метод практики, используемый в Тантре, это также метод проявления. Когда с помощью визуализации и воссоединения своей тонкой энергии вы получаете от Учителя посвящение в практику, то следуете примеру первой передачи и, проявляясь как божество, вступаете в чистое измерение мандалы. Так человек сам реализует Самбхогакайю, выходя за пределы земного мира грубых элементов, которые преображаются в свою сущность. Когда же практикующий умирает, он вступает в чистое измерение света и цвета - сущность элементов, и в этом очищенном состоянии бытия сохраняет способность непрерывно приносить пользу всем живым существам. Тантрийского практика высокого уровня сравнивают с птенцом орла (гаруды), который готов к полету, как только вылупится из яйца: когда такой практик умирает, он в тот же миг, не проходя через бардо, или промежуточное состояние, проявляется как божество, практику которого завершил при жизни. Эта реализация явно отличается от простого прекращения круговорота рождения и смерти - цели практики Сутры.

Однако, чтобы вполне овладеть внутренней энергией и достичь уровня сосредоточения, необходимого для завершения такого процесса преображения, требуются долгие годы уединенного затворничества, и добиться этого в повседневной жизни очень трудно, хотя метод Тантры быстрее, чем методы пути отречения, для завершения которого требуется много жизней.

Дзогчен - путь самоосвобождения
Дзогчен - это не Сутра и не Тантра. В Дзогчене основа передачи - введение, а не проявление, как в Тантре. Главные его практики работают непосредственно на уровне Ума, их цель - ввести человека в изначальное состояние, а прямое введение в него дает Учитель. В этом состоянии практикующий продолжает пребывать до полной реализации великого Переноса или Тела Света. Такая реализация опять-таки отличается от результатов, достигаемых с помощью практик Сутры и Тантры. Об этом я буду говорить подробно в главе о плоде учения Дзогчен.

Хотя Дзогчен - это такое Учение, которое работает главным образом на уровне ума, в нем есть практики, связанные с речью и телом, но, по отношению к практике недвойственного созерцания, они являются вторичными и применяются для вхождения в состояние созерцания. Только такое созерцание по праву можно называть Дзогченом, хотя тот, кто практикует Дзогчен, может использовать практики любого уровня Сутры и Тантры, если считает, что они необходимы для устранения препятствий, мешающих состоянию созерцания. Особый метод Дзогчена называется путем самоосвобождения, и, чтобы применять его, не требуется ни от чего отрекаться, не нужно ничего очищать или преображать. Все, что проявляется как кармическое видение, используется в качестве пути. Великий Учитель Патампа Санге однажды сказал: "Ваше двойственное состояние обусловлено не обстоятельствами, проявляющимися как кармическое видение, вы впадаете в зависимость от видимых проявлений из-за своей привязанности к ним". Если требуется наиболее быстро и действенно отсечь привязанность, необходимо использовать спонтанную способность ума к самоосвобождению.

Однако не следует думать, что слово "самоосвобождение" подразумевает существование некого эго, которое нужно освобождать. Как мы уже говорили, на уровне Дзогчена сохраняется постулат об отсутствии у всех дхарм собственной природы. На языке Дзогчена "самоосвобождение" означает, что любые проявления, возникающие в сфере восприятия практикующего, следует оставить как есть, не давая оценок, хороши они или плохи, красивы или безобразны. И тогда, если нет привязанности, все, что бы ни появилось, будь то мысль или кажущееся внешним событие, в самый момент своего возникновения автоматически, само освобождает и себя, и от себя. Если практиковать так, то у семян ядовитого дерева двойственного видения никогда не будет возможности даже прорасти, а тем более пустить корни и разрастись.

Поэтому практикующий живет обычной жизнью, не нуждаясь ни в каких правилах, кроме своей собственной осознанности, но всегда пребывая в состоянии изначального единства благодаря объединению своего состояния со всеми проявлениями, составляющими его переживание, причем со стороны совершенно не заметно, что он занимается практикой. Вот что имеется в виду под "самоосвобождением", вот что имеется в виду под названием Дзогчен, которое означает "великое совершенство", вот что имеется в виду под недвойственным созерцанием, или просто созерцанием. Хотя в Тибете, в монастырской школе, мне довелось изучать и практиковать все уровни буддийского пути, мой Учитель Чангчуб Дордже помог мне понять особую ценность учений Дзогчена и поэтому моя главная задача - учить именно им.

Сводка в виде таблицы различных путей Сутр и уровней Тантр и Дзогчена, которая приводится ниже, включена в качестве наглядного пособия для уяснения большинства терминов, обычно употребляемых при разъяснении этих Учений. Однако, несмотря на полезность такой таблицы, существует опасность, что некоторые читатели могут ошибочно понять ее как некую иерархию Учений, где Дзогчен занимает самое высшее положение. В действительности, эта схема может быть перевернута, и Дзогчен окажется внизу; кроме того, таблицу можно читать снизу вверх в соответствии с последовательностью, в которой излагаются и практикуются постепенные пути, причем, прежде чем перейти к следующей ступени, необходимо завершить предыдущую. Дзогчен отличается от постепенных путей, так как Учитель вводит ученика прямо в "Великое Совершенство" - самое сердце всех путей. Причина же такого разнообразия путей заключается в том, что каждый из них соответствует способностям тех или иных людей. Так, к примеру; для того, кому больше подходит учение Сутр, оно является "высшим", потому что для этого человека именно оно будет работать лучше других. Когда речь идет о Дзогчене, употребляя слова "высокое" или "наивысшее", следует помнить об этом важном моменте.

Сводная таблица методов различных путей: Сутры, Тантры и Дзогчена

Дзогчен:

Не будучи ни сутрой, ни Тантрой, Дзогчен не считает себя вершиной какой-либо иерархии уровней и не является постепенным путем. Дзогчен - это путь самоосвобождения, а не преображения, поэтому в нем визуализация не входит в число основных практик; но в Дзогчене нет никаких ограничений, поэтому в качестве второстепенной практики может быть использована практика любого другого уровня. Главная практика Дзогчена заключается в том, чтобы прямо войти в недвойственное созерцание и пребывать в нем, продолжая его углублять вплоть до обретения Полной Реализации.

Тантра, или Ваджраяна:

Различные уровни Тантры - это практики Ваджраяны: все они опираются на принцип пустотности всех феноменов. Основываясь на этом принципе, все они применяют визуализацию, но на каждом уровне она используется по-разному и нацелена на воссоединение энергии человека с энергией вселенной.

Внутренние, или высшие, тантры:

Ануттара-тантра (высшая тантра, тиб. Сангва лана мэдпэй гюддэ) в школе нингмапа подразделяется на три уровня:

Ати-йога (изначальная йога).

Ати-йога и Ану-йога имеются только в школе нингмапа. С точки зрения этой школы, Ати-йога - это конечная стадия Ану-йоги, кульминация постепенного пути. Ати-йогу называют еще Дзогченом, и действительно, состояние, достигаемое в этой йоге, доподлинно то же самое, что и состояние Дзогчен. Но достигается оно через путь преображения, в конце девяти стадий постепенного пути, в то время как Дзогчен сам по себе не постепенен и в нем прямое введение дается с самого начала.

Ану-йога (полная йога).

Ану-йога, которая в школе нингмапа подводит к Ати-йоге, использует метод визуализации, который имеется только в этой школе. Визуализацию проявляют мгновенно, а не строят постепенно, деталь за деталью. Вы представляете себя божеством, но при этом более важны не детали, а ощущение [присутствия].

Маха-йога (великая йога).

Если в школе нингмапа вершиной пути преображения является Ати-йога, в других трех школах тибетского буддизма практика Маха-йоги, которая включает в себя постепенную визуализацию, ведет к состоянию Махамудры. Это состояние опять-таки не отличается от состояния Дзогчена, или Ати-йоги, хотя метод его достижения другой.

Внешние, или низшие, тантры: Йога-тантра.

Это первый уровень пути преображения. Здесь себя представляют божеством и начинают внутреннюю йогу, используя тонкую энергию тела, что продолжается и на всех высших уровнях пути преображения.

Упайя-тантра (нейтральная или промежуточная тантра).

Здесь божество, или реализовавшее существо, представляют как нечто внешнее по отношению к себе, хотя и равное, и применяют некоторые методы внутренней йоги, а также внешние действия.

Крийя-тантра (тантра действия)

Это уровень пути очищения, и божество здесь визуализируют как внешнее по отношению к самому себе. Используются внешние действия, чтобы очиститься и обрести способность получить мудрость от реализовавшего существа, а также подготовиться к работе с высшими уровнями тантры.

Сутра - путь отречения:

Хинаяна и Махаяна нацелены на переживание шуньяты, или пустоты, - основного постулата и отправной точки Тантры. Постепенный путь требует, чтобы продвижение вверх начиналось именно отсюда, Дзогчен же начинает прямо с высшего уровня.

Буддийское учение утвердилось в Тибете в девятом веке н. э., в первую очередь, благодаря великому учителю Падмасамбхаве, сумевшему преодолеть сопротивление последователей местной шаманской традиции Бон. Падмасамбхава, полностью реализовавшее существо, проявил сверхъестественное рождение в стране Уддияна, где получил передачу Дзогчена непосредственно от Гараба Дордже через чистое видение, а также устную передачу от своих современников, потомков духовной линии Гараба Дордже. Позднее он путешествовал по Индии, где получил все тантрийские учения, которые проповедовались в то время, и в совершенстве овладел ими. Он обрел способность принимать любой облик по своей воле, а также другие сиддхи, или силы, возникающие в результате преодоления двойственности. Так, когда его пригласили в Тибет для дальнейшего распространения буддийского учения, он с помощью своих высших способностей смог преодолеть препятствия в виде вредоносных энергий.

В каждой местности есть властвующая над ней энергия, а бонские шаманы обладали способностью концентрировать различные господствующие энергии Тибета. Они применяли эту силу, чтобы воспрепятствовать укоренению здесь буддизма. Падмасамбхава проявлял себя в разном облике, чтобы самому получить власть над господствующими местными энергиями и заставить их защищать учение Будды, в результате чего они стали охранителями Учения.

Однако, поскольку Падмасамбхава был свободен от любых ограничений, он не считал необходимым отвергать то, что было ценным в местных традициях Тибета, а, напротив, создал условия, при которых буддизм смог объединиться с местной культурой, с ее глубоко разработанными системами космологии, астрономии, ритуалов и медицины, подобно тому, как Будда Шакьямуни, проповедуя в рамках индийской культуры своего времени, использовал ее как основу для передачи того, что по своей природе выше пределов какой бы то ни было культуры. Таким образом, благодаря авторитету и активной деятельности Падмасамбхавы осуществилось то великое слияние духовных традиций Уддияны, Индии и местных бонских истоков, которое известно нам теперь как тибетская форма буддизма.

Первые ученики Падмасамбхавы не считали себя ни школой, ни сектой. Они просто практиковали тантрийский буддизм и Дзогчен (Он учил и последователей Бон, которые приходили к нему за Учением) Но позднее, когда от индийских учителей Тантры из Индии в Тибет пришли другие буддийские традиции и либо оформилось как школы, прежние последователи Падмасамбхавы стали называться нингмапа - "древние", или "древняя школа".

Однако не следует ошибочно считать учение Дзогчен некой самостоятельной школой или сектой или же относить его к какой-либо школе или секте. Под словом "Дзогчен" всегда подразумевается изначальное состояние. И, хотя линия передачи этого состояния от Учителя к ученику действительно существует, членов этой линии - а все они практики Дзогчена - можно обнаружить, как тогда, так и ныне, во всех школах тибетского буддизма, равно как и среди практикующих Бон или среди тех, кто вообще не принадлежит ни к какой школе.

Несколько примеров помогут уяснить это. Мой учитель Чангчуб Дордже не имел никаких ограничений и не принадлежал ни к какой школе. С одной стороны, он получил передачу от своего главного учителя Нягла Падма Дуддула, а с другой - передачу и наставления по Дзогчену от бонского учителя Дзогчена. Учение Дзогчен существовало в традиции Бонпо уже на заре тибетской истории, хотя эта традиция не была столь развита, как та, которую ввел Гараб Дордже. Последователи школы нингмапа, или "древние", являются представителями старейшей из четырех школ тибетского буддизма: приняв учение Дзогчен в очень давние времена, они и поныне продолжают быть его носителями. Однако Дзогчен стали настолько прочно отождествлять со школой нингмапа, что многие ошибочно считают его неотъемлемой частью только этой школы. Школа нингмапа действительно дала очень многих великих учителей Дзогчена; в сравнительно недавние времена ими были Лонгчен Рабчжампа (1303-63) и Джигмэд Лингпа (1729-98) - самые выдающиеся ученые, историки и духовные учителя Тибета. Но другой великий практик Дзогчена был главой школы карма-кагюд. Речь идет о Рангчжунге Дордже (1234-1339), третьем Кармапе, который объединил учения Махамудры, традиционно принадлежавшие к линии передачи его школы, с Ати-йогой Дзогчена, передававшейся в традиции нингмапа; и такая передача объединенного Учения продолжается в школе карма-кагюд и поныне.

В тот же самый период, что и кагюд, развивалась школа сакяпа, которая следовала другим линиям передачи, полученным от традиции индийских махасиддхов. Мой дядя Кенце Чоки Вангчуг (1910-1973) был настоятелем монастыря этой школы и выдающимся примером сакяпинского практика Дзогчена. Самая поздняя школа, гэлугпа, развивалась как реформистское движение, видевшее свою задачу в том, чтобы очистить Учение от крайностей Тантры и, восстановив значимость Сутры, возвратиться к строгому соблюдению винайи, или правил монашеского поведения, заложенных Буддой. Поэтому часто полагают, что Дзогчен должен быть весьма далек от идеалов гэлугпы. Тем не менее, в этой школе было много учителей Дзогчена, в том числе, великий пятый Далай-лама Гелчог Нгаванг (1617-82). Он был первым Далай-ламой, который принял на себя обязанности светского правителя Тибета, унаследовав при этом и духовную роль своих предшественников. Именно он начал строительство дворца Потала в его современном виде. Он был величайшим практиком Дзогчена. Поэтому следует помнить, что многие Учителя, сохраняя свою главную принадлежность к одной из школ и полностью выполняя свои обязательства по отношению к ней, тем не менее, были вольны получать передачи из других традиций, и это приводило к очень плодотворному обмену в тибетской духовной жизни и культуре.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Религии    Главная  страница
Hosted by uCoz