Обычно Хинаяна и Махаяна называются Малой и Великой Колесницей. Хинаяну называют также Тхеравадой, что означает «школа более древних членов религиозного ордена», и она соответствует южной ветви Буддизма. Махаяну называют также Бодхисаттваяной, и она соответствует северной ветви Буддизма. Есть пять аспектов, отличающих Махаяну от Хинаяны: 1. Постигаются оба аспекта отсутствия сути - отсутствие сути личности и отсутствие сути явлений. 2. Мы развиваем Просветлённый Настрой (Бодхичитту) и, основываясь на нём, упражняемся в шести или десяти освобождающих действиях 3. Мы отбрасываем оба типа омрачений - омрачения мешающих эмоций и омрачения, связанные с неправильными взглядами, вместе с тенденциями к таким омрачениям. 4. Мы достигаем Нирваны Вне Пребывания -вне двух ограничивающих состоянии Самсары и Нирваны. 5. Согласно поучениям восьмого Кармапы, Микьё Дордже, существует семь видов величия, характеризующих прохождение по этому пути. В этом причина того, что Великая Колесница называется великой по сравнению с Малой Колесницей. * Величие нацеленности (по-тибетски Мигпа Ченпо) - на обретение блага всеми живыми существами, особенно при помощи великого многообразия поучений, направленных на благо существ. * Величие мотивации (по-тибетски Друбпа Ченно) - совершенство в освобождающих действиях достигается как для собственного блага, так и для блага других существ. * Постигается великая изначальная мудрость (по-тибетски Йеше Ченпо), что означает постижение обоих аспектов отсутствия сути (личности и явлений) посредством изучения, размышления и медитации. * Великое усердие (по-тибетски Цёндру Ченпо) - мы практикуем в течение трёх великих мировых эпох (на санскрите - Кальп), никогда не падая духом и будучи способны выносить чрезвычайные трудности ради обретения Состояния Будд. * Великая Колесница располагает великими искусными средствами или методами (по-тибетски Тхаб Ченпо), - то есть, если наша практика окрашена Бодхичиттой, намерением приносить пользу другим, то возможно даже допускать семь недобродетельных поступков тела и речи: благодаря настрою Бодхичитты они становятся позитивными действиями. * Абсолютное совершенство (по-тибетски Друбпа Ченпо) - полное Просветление, которое характеризуют десять способностей Совершенного Знания, четыре вида бесстрашия, 18 Выдающихся Достоинств и так далее. * Из этого происходит великая Будда-активность (по-тибетски Тхринле Ченпо), которая спонтанно и беспрерывно способствует обретению блага всеми существами. Почему Будда учил Малой и Великой Колеснице? Многие люди хотят сначала практиковать Хинаяну и впоследствии перейти к Махаяне. В результате возрастающего понимания закона причины и следствия, или кармы, у нас улучшаются привычки, и таким образом мы перестаём причинять вред другим. В уме появляется больше уверенности, и он становится спокойнее. Посредством практики медитации развивается осознавание пространственной природы ума, увеличивается дистанция по отношению к мешающим факторам, что делает нас способными самостоятельно определять способ нашего восприятия. На основе контроля над мешающими эмоциями развиваются дополнительные силы, используя которые, можно приносить пользу другим, и тогда возможен переход на уровень Махаяны. Необходимость последовательного прохождения этих двух путей признаётся также великими индийскими мастерами Нагарджуной и Асангой. В каждой медитации сначала идёт принятие Прибежища, которое соответствует Хинаяне. Затем пробуждается Просветлённый Настрой, что относится к Махаяне. Основная практика в тибетском Буддизме всегда согласуется с Ваджраяной, Алмазным Путём. Наконец, посвящение собранной заслуги в конце опять помещает практику в контекст Махаяны. Если говорится о двух Янах, то это - Сутраяна и Тантраяна, «Колесница Причины» и «Колесница Обретения Плода». Если говорится о трёх Янах, тогда это - Шравакаяна (буквально «Колесница Слушающих»), Пратьекабуддаяна (буквально «Колесница Постигающих В Одиночку») и Бодхисаттваяна (буквально «Колесница Героев Просветлённого Ума»). Девять Колесниц - это Шраваки, Пратьекабудды, Бодхисаттвы, Крийя-Тантра, Чарья-Тантра или Упа-Тантра, Йога-Тантра, а также Ануттарайога-Тантра с Отцовской, Материнской и Недвойственной Тантрой. Этим девяти Колесницам учат, главным образом, в традиции Ньингма тибетского Буддизма. В этой традиции три высших класса Тантры называются Махайога-Тантра, Ануйога-Тантра и Атийога-Тантра. Созвучные материалы: |