Различия между Хинаяной и Махаяной
 
Обычно Хинаяна и Махаяна называются Малой и Великой Колесницей.

Хинаяну называют также Тхеравадой, что означает «школа более древних членов религиозного ордена», и она соответствует южной ветви Буддизма. Махаяну называют также Бодхисаттваяной, и она соответствует северной ветви Буддизма.

Есть пять аспектов, отличающих Махаяну от Хинаяны:

1. Постигаются оба аспекта отсутствия сути - отсутствие сути личности и отсутствие сути явлений.

2. Мы развиваем Просветлённый Настрой (Бодхичитту) и, основываясь на нём, упражняемся в шести или десяти освобождающих действиях

3. Мы отбрасываем оба типа омрачений - омрачения мешающих эмоций и омрачения, связанные с неправильными взглядами, вместе с тенденциями к таким омрачениям.

4. Мы достигаем Нирваны Вне Пребывания -вне двух ограничивающих состоянии Самсары и Нирваны.

5. Согласно поучениям восьмого Кармапы, Микьё Дордже, существует семь видов величия, характеризующих прохождение по этому пути. В этом причина того, что Великая Колесница называется великой по сравнению с Малой Колесницей.

* Величие нацеленности (по-тибетски Мигпа Ченпо) - на обретение блага всеми живыми существами, особенно при помощи великого многообразия поучений, направленных на благо существ.

* Величие мотивации (по-тибетски Друбпа Ченно) - совершенство в освобождающих действиях достигается как для собственного блага, так и для блага других существ.

* Постигается великая изначальная мудрость (по-тибетски Йеше Ченпо), что означает постижение обоих аспектов отсутствия сути (личности и явлений) посредством изучения, размышления и медитации.

* Великое усердие (по-тибетски Цёндру Ченпо) - мы практикуем в течение трёх великих мировых эпох (на санскрите - Кальп), никогда не падая духом и будучи способны выносить чрезвычайные трудности ради обретения Состояния Будд.

* Великая Колесница располагает великими искусными средствами или методами (по-тибетски Тхаб Ченпо), - то есть, если наша практика окрашена Бодхичиттой, намерением приносить пользу другим, то возможно даже допускать семь недобродетельных поступков тела и речи: благодаря настрою Бодхичитты они становятся позитивными действиями.

* Абсолютное совершенство (по-тибетски Друбпа Ченпо) - полное Просветление, которое характеризуют десять способностей Совершенного Знания, четыре вида бесстрашия, 18 Выдающихся Достоинств и так далее.

* Из этого происходит великая Будда-активность (по-тибетски Тхринле Ченпо), которая спонтанно и беспрерывно способствует обретению блага всеми существами.

Почему Будда учил Малой и Великой Колеснице?
Если мы думаем, что способны сразу практиковать Махаяну, это может породить гордость. Эта гордость будет препятствовать действительному пониманию страданий живых, существ. Только понимая страдания Самсары, можно развить глубокое сочувствие ко всем живым существам.

Многие люди хотят сначала практиковать Хинаяну и впоследствии перейти к Махаяне. В результате возрастающего понимания закона причины и следствия, или кармы, у нас улучшаются привычки, и таким образом мы перестаём причинять вред другим. В уме появляется больше уверенности, и он становится спокойнее. Посредством практики медитации развивается осознавание пространственной природы ума, увеличивается дистанция по отношению к мешающим факторам, что делает нас способными самостоятельно определять способ нашего восприятия.

На основе контроля над мешающими эмоциями развиваются дополнительные силы, используя которые, можно приносить пользу другим, и тогда возможен переход на уровень Махаяны. Необходимость последовательного прохождения этих двух путей признаётся также великими индийскими мастерами Нагарджуной и Асангой. В каждой медитации сначала идёт принятие Прибежища, которое соответствует Хинаяне. Затем пробуждается Просветлённый Настрой, что относится к Махаяне. Основная практика в тибетском Буддизме всегда согласуется с Ваджраяной, Алмазным Путём. Наконец, посвящение собранной заслуги в конце опять помещает практику в контекст Махаяны.

Если говорится о двух Янах, то это - Сутраяна и Тантраяна, «Колесница Причины» и «Колесница Обретения Плода».

Если говорится о трёх Янах, тогда это - Шравакаяна (буквально «Колесница Слушающих»), Пратьекабуддаяна (буквально «Колесница Постигающих В Одиночку») и Бодхисаттваяна (буквально «Колесница Героев Просветлённого Ума»).

Девять Колесниц - это Шраваки, Пратьекабудды, Бодхисаттвы, Крийя-Тантра, Чарья-Тантра или Упа-Тантра, Йога-Тантра, а также Ануттарайога-Тантра с Отцовской, Материнской и Недвойственной Тантрой. Этим девяти Колесницам учат, главным образом, в традиции Ньингма тибетского Буддизма. В этой традиции три высших класса Тантры называются Махайога-Тантра, Ануйога-Тантра и Атийога-Тантра.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Религии    Главная  страница


 
Hosted by uCoz