Однажды Пробудившийся находился в саду Анатхапиндики в роще Джета что в Шравасти. Рано утром
Пробудившийся оделся, взял чашу для пожертвований и отправился в дом домовладельца Анатхапиндики. Придя
в дом, Пробудившийся сел на приготовленное ему место.
В то время в доме Анатхапиндики раздавались громкие голоса людей. Анатхапиндика пришёл туда, где находился Пробудившийся. Придя, он поклонился Пробудившемуся и сел рядом. Севшему рядом Анатхапиндике Пробудившийся сказал так: – Домовладелец, почему в твоём доме слышатся громкие голоса, будто рыбаки хватают рыбу? – Преподобный Учитель, это молодая жена Суджата, которая пришла из очень богатого дома. Однако она не заботится о свекрови, не заботится о свёкре и не заботится о своём муже. Более того, она не уважает Пробудившегося, не почитает Пробудившегося, не поклоняется Пробудившемуся. Пробудившийся позвал молодую жену Суджату: – Суджата, подойди ко мне. – Слушаюсь, Преподобный Учитель, – ответила Суджата и подошла к Пробудившемуся. Пробудившийся так сказал молодой жене Суджате: – Суджата, у мужчин бывает семь [видов] жён. Семь [видов] жён таковы: это жена, подобная убийце, жена, подобная грабителю, жена, подобная правителю. Также жена, подобная матери, жена, подобная сестре, жена, подобная другу, и жена, подобная рабыне. Суджата, таковы семь [видов] жён, которые бывают у мужчин. А к какому из этих [видов] жён относишься ты? – Преподобный Учитель, вы проповедовали, лишь кратко изложив учение, и я не поняла его точного смысла. Преподобный Учитель, пожалуйста, разъясните мне этот Закон, чтобы я поняла точный смысл. – Суджата, если так, то послушай и хорошо подумай. Я объясню. – Слушаюсь, Преподобный Учитель, – ответила Пробудившемуся молодая жена Суджата. И Пробудившийся проповедовал так: Жена, которая из-за загрязнений души не проявляет доброту и сострадание, презирает мужа, замышляет его убийство, наняв человека за деньги, – для мужчины такая жена является женой-убийцей. Жена, которая в ремесле, торговле и сельском хозяйстве бесполезна, но хочет владеть его имуществом, которое он приобрёл для своей жены, – такая жена является женой-грабителем. Жена, которая не любит работать, ленится, много ест, своевольничает, грубит, сквернословит, живёт, идя по проторённой трудолюбивым мужем дороге, – такая жена является женой-правителем. Жена, которая всегда проявляет доброту и сострадание, заботится о муже, как мать заботится о своём ребёнке, бережёт имущество, накопленное мужем, – такая жена является женой-матерью. Жена, которая уважает своего мужа, как сестра уважает брата, скромна перед ним, слушается своего мужа, – такая жена является женой-сестрой. Жена благородного происхождения, которая ведёт себя как друг, с которым не виделся долгое время, которая радуется, встречая мужа, которая верна мужу и целомудренна, – такая жена является женой-другом. Жена, которая, даже будучи подгоняема мужем, не сердится, всегда спокойна, чиста душой, никогда не падает духом, терпит мужа и послушна, – такая жена является женой-рабыней. Жена, которая является женой-убийцей, женой-грабителем, женой-правителем, разрушителем, груба и неуважительна, поэтому, когда её тело разрушится, она отправится в Ад. Жена, которая является женой-матерью, женой-сестрой, женой-другом, женой-рабыней, которая продолжает концентрацию на заповедях и владеет собой, отправится в хорошие миры, когда её тело разрушится. Суджата, таковы семь [видов] жён, которые бывают у мужчин. Какой же женой являешься ты? – Преподобный Учитель, считайте, что с сегодняшнего дня я для своего мужа буду женой-рабыней. Комментарий Из этой сутры видно, что Божественный Мудрец из Рода Шакья сразу понял особенности характера Суджаты. Он полностью увидел, что по карме она, будучи богатой невестой, вышла замуж за домовладельца Анатхапиндику, и что у неё есть связь с Законом. Поэтому он сразу заговорил с ней по существу, и, благодаря этому Закону, пробудил в ней приверженность. Семь видов жён, которых в качестве примеров приводит Божественный Мудрец из Рода Шакья, наверное, не нуждаются в объяснении. Очевидно, что жена-убийца, жена-правитель и жена-грабитель – это люди, накапливающие плохую карму. Рассмотрим подробнее остальные четыре категории. Первый вид – это жена-мать. Фоном здесь являются Святая Любовь и Сострадание из Четырёх Безмерных Состояний Души. Можно сказать, что главная Заслуга здесь – это Святая Любовь и Сострадание. Второй – это жена-сестра. Это, коротко говоря, доброе сердце, и главная Заслуга здесь – это скромность. Здесь говорится о жене, которая превосходна в скромности. Следующая – это Заслуга дружбы. В последнем случае, видимо, говорится о практике терпения в Махамудре. И то, что Суджата сразу решает стать женой - рабыней, – это замечательно. Здесь необходимо обратить внимание на то, что если смотреть с точки зрения современной женщины, то, на первый взгляд, может показаться, что мужчина в этом случае унижает женщину. На самом же деле, это не так. Поскольку это была проповедь о жене, то говорилось о жене. Если бы проповедовалось о муже, то говорилось бы то же самое и о нем. Например, даже если жена и является женой-правителем, по отношению к ней надо занимать дружескую позицию или же общаться с ней от всей души. Другими словами, получается, что точно так же есть муж-раб, муж-отец, муж-старший брат, муж-младший брат и муж-друг. Поэтому на это нельзя смотреть с предубеждением. |