1 Так я слышал: Блаженный пребывал некогда в Саваттхи, в дубраве. И тогда Блаженный обратился к монахам и сказал: "Ученики!" - "Воистину Господин",- отвечали монахи Блаженному. И Блаженный сказал: 2 "Я преподам вам, о братья, учение о победе над Злом. Послушайте внимательно, приникните к словам моим." - "Да будет так, Господин",- отвечали монахи Блаженному. И тогда Блаженный сказал: "Тот сокрушит злое,- говорю я,- кто видит, кто знает; и не тот, кто не видит, кто не знает. И о чём же я скажу, о братья? - о понимании мудрости и понимании неразумности. 3 В том, о братья, кто понимает не разумно, зло еще не возникшее произрастает легко, и зло возникшее произрастает более. В том же, братья, кто понимает мудро, злое, поныне не возникшее не возникает вовсе, а зло возникшее, сгинет. 4. Есть, братья злое побеждаемое познанием; есть злое, побеждаемое подчинением; есть злое, побеждаемое правыми обычаями; есть злое, побеждаемое терпением; есть злое, побеждаемое избежанием; есть злое, побеждаемое отрешением; есть злое, побеждаемое Совершенством. 5. И какое зло, братья, побеждается познанием? - Не ведающий, не примечающий Благородных, не постигающий, не приготовленный к Учению Благородных,- не примечающий Добрых, не постигающий, не приготовленный к Учению Добрых,- не знает, что подобает человеку знать, что не подобает; то, чего не подобает знать, он понимает; то же, что подобает знать, он не понимает. 6. И что же, братья, то, чего он не должен знать, и что знает? - Это те вещи, в понимании которых, в нём возникает зло Похоти, не возникшее ранее, и зло Похоти, возникшее, разрастается; - и возникает зло жизни, не возникшее ранее, и зло Жизни, возникшее, разрастается; и возникает зло Неведения, не возникшее ранее, и зло Неведения, возникшее, разрастается. 7. И каково, братья, то. что он должен знать, и не знает? - Это те вещи, в понимании которых, в нём не возникает зло Похоти, не возникшее ранее, и зло Похоти, возникшее ранее, сгинет; - и не возникает в нём зло жизни, если оно не возникло ранее, а прежде возникшее сгинет; и не возникает в нём зло Неведения, не возникшее ранее, а прежде возникшее, сгинет. 8. И вот, зная то, что не должно знать, не зная того, что должно знать, он растит в себе зло, не возникшее ранее, и зло, возникшее в нём, разрастается. 9. Неразумный так бы мечтал: "Был ли я во времена прошлого, нет ли? И чем был тогда? Как поживал? Если я был тем-то, то что было со мной? Буду ли я во времена будущие, нет ли? И чем буду? Как мне придется жить? И если я буду тем-то, то что будет со мной?" Или же так бы он мечтал о себе: "Существую я или нет? Каков я? Вот моя жизнь, что за мною, что впереди?" 10. В нём, так рассуждающем неразумно, родится то или другое из тех понятий, что числом шесть; как верное, явное, он примет понятие: "Я личность",- как верное, явное, он примет понятие: "Нет личности",- как верное, явное, он примет понятие: "В себе сознаю себя",- как верное, явное, он примет понятие: "В себе сознаю лишь свое личное Я",- или же он повторит такие мысли: "Я чувствую свою душу", "На ней печать зла и добра совершенного здесь и там", "Душа устойчива, неизменна и вечна, ей присуща неизменность, она будет длиться во веки веков". 11. Вот, что, братья, зовется блужданием в обольщении, непроходимой чащей обольщения, пустыней обольщения, сказками обольщения, игрой обольщения, цепями. 12. Связанный, братья, цепью обольщения, не ведающий, не освободившийся от рождения и гибели, смерти и печали, тоски и скорби, и от посредств\*\, - он не спасется от страдания! 13. Но разумный, шествующий Благородным Путем, постигающий Благородных, принявший Учение Благородных, живущий в Нём,- познавший Добрых, принявший Учение Добрых, живущий в Нём,- знает, что должно знать, и что нет, и что должно понимать, понимает, и что не должно понимать, не понимает. 14. И что же, братья, то, что не должно понимать и что он не понимает? - То при понимании чего возрастает зло Похоти, не возросшее ранее, и зло Похоти, явившись, разрастается,- возникает зло Жизни, не возникшее ранее, и зло Жизни, возникшее, разрастается,- возникает зло Неведения, не возникшее ранее, и зло Неведения, возникшее ранее, разрастается. Вот, что не должно быть понимаемо, и что он не понимает. 15. И что же, братья, то, что должно и что он понимает? - То, при понимании чего не возникает зло Похоти, а зло Похоти, ранее возникшее, отметается,- не возникает зло Жизни, а зло Жизни, ранее возникшее, отметается, не возникает зло Неведения, а зло Неведения, ранее возникшее, отметается. Вот что должно понимать, и что он понимает. 16. Если понимает он то, что должно понимать и не понимает того, что не должно понимать, то Зло, не возникшее, не возникнет в нём, а Зло, возникшее ранее, отметается. 17. И вот как он понимает: "Вот страдание, вот источник страдания, вот победа над страданием, вот путь победы". И с него, так размышляющего, спадут тройственные цепи: цепь обольщения жизнью, цепь колебания, цепь обрядов и служений. Таково, братья, Зло, побеждаемое разумом. 18. И каково, братья, Зло, побеждаемое подчинением? - Монах, размышляющий мудро, пребывает огражденным, подчинившим Зрение. И когда в человеке, не огражденом подчинением Зрения, легко возникают омрачения, полные тесноты духа и скорби, для того, кто огражден подчинением Зрения, тех омрачений нет вовсе. 19. Мудро размышляющий огражден, подчинивши Слух. И когда в человеке, не огражденом подчинением Слуха, легко возникают омрачения, полные тесноты духа и скорби, для того, кто огражден подчинением Слуха, тех омрачений нет вовсе. 20. Мудро размышляющий огражден, подчинивши Обоняние. И когда в человеке, не огражденом подчинением Обоняния, легко возникают омрачения, полные тесноты духа и скорби, для того, кто огражден подчинением Обоняния, тех омрачений нет вовсе. 21. Мудро размышляющий огражден, подчинивши Вкус. И когда в человеке, не огражденом подчинением Вкуса, легко возникают омрачения, полные тесноты духа и скорби, для того, кто огражден подчинением Вкуса, тех омрачений нет вовсе. 22. Мудро размышляющий огражден, подчинивши Осязание. И когда в человеке, не огражденом подчинением Осязания, легко возникают омрачения, полные тесноты духа и скорби, для того, кто огражден подчинением Осязания, тех омрачений нет вовсе. 23. Мудро размышляющий огражден, подчинивши Разум. И когда в человеке, не ограждено подчинением Разума, легко возникают омрачения, полные тесноты духа и скорби, для того, кто огражден подчинением Разума, тех омрачений нет вовсе. Вот, братья, Зло, побеждаемое подчинением. 24. И какое Зло побеждается правыми обычаями? - Мудро размышляющий носит платье только ради защиты от холода, ради защиты от зноя, ради защиты от ядовитых мух, ветра, солнца и змей, дабы прикрыть наготу; 25. Мудро размышляющий, принимает подаяние, не ради радостей похоти, не ради украшения себя, но единственно, чтобы поддержать в жизни свое тело, сохранить от вреда, подкрепить себя для благочестивой жизни,- всегда помышляя: "тем путем я поборю старое страдание, не подчинюсь новому, и везде будет мне легко, и не посрамлюсь"; 26. Мудро размышляющий имеет убежище, чтобы укрыться от жары и холода, спастись от ядовитых мух, укрыться от ветра, солнца и змей, дабы избегать опасностей, оградиться в радостях уединения; 27. Мудро размышляющий пользуется снадобьем ради здоровья, дабы отвратить болезни, несущие повреждения. 28. Когда человека не имеющего тех правых обычаев легко обуяют омрачения, полные тесноты духу и скорби, к тому, кто окреп в правых обычаях, не подступят омрачения, полные тесноты духу и скорби. Таково, братья, Зло, побеждаемое правыми обычаями. 29. И каково, братья, Зло, побеждаемое терпением? - Размышляющий мудро переносит и холод, и зной, и голод, и жажду, не боится ядовитых мух, ветра, солнца и змей; он кроток пред словом поношения, пред телесным страданием, пред самыми горькими муками, томительными, беспокойными, тревожащими, разрушительными для жизни. 30. Когда, братья, в человеке нетерпеливом так легко возникают омрачения, полные тесноты духу и скорби,- к тому кто терпелив так не подступают омрачения, полные тесноты духа, скорби. Таково, братья, Зло, побеждаемое терпением. 31. И каково, братья, Зло, побеждаемое избежанием? - Размышляющий мудро избегает бродячих слонов, бешеных коней, псов и быков, пнистой дороги, терновника, ям, водоемов, стремнин. И побуждаемый там воссесть, где не подобает, там ступить, где не ступают, или войти в дружбу с людьми дурными, он устоит перед искушением, мудро размышляющий, он не сядет, где не сидят, не ступит, где не идут, отстранится от людей порочных. 32. И когда, братья, в неизбегающем легко возникают омрачения, полные скорбей, тесноты духу, к тому, кто избегает, не подступают омрачения, полные скорби, тесноты духу. Таково, братья, Зло, побеждаемое избежанием. 33. И каково, братья, Зло, побеждаемое отрешением? - Размышляющий мудро, если возникают в нём помыслы похоти, отбросит их, откинет, разрушит, обратит в ничто; и когда в его сердце возникнут движения гнева, мысль злая, нашептывающая дурное, он не подчинится, отбросит, отринет, разрушит, обратит в ничто. 34. И когда, братья, в том, кто не отринет, легко возникают омрачения, полные скорби и тесноты духу, в том, кто отринет, ни когда не возникнут омрачения, полные скорби и тесноты духу. Таково, братья, Зло, побеждаемое отречением. 35. И каково же, братья, зло, побеждаемое Совершенством - размышляющий мудро совершенствуется в Высшей Мудрости, Именуемой Глубокая Душа, уединенный, бесстрастный, блаженствуя в созерцании. 36. Он совершенствуется в Высшей Мудрости, именуемой Исканием Истины, - совершенствуется в Высшей Мудрости, именуемой Ревностью, - и в Высшей Мудрости, именуемой Миром, - и в Высшей Мудрости, именуемой Созерцанием, и в Высшей Мудрости, именуемой Успокоением, совершенствуется в блаженном сознании, уединенный, бесстрастный. 37. Кто, братья, не совершенствуется так, в том легко возникают омрачения, полные скорби и тесноты духу; кто же, братья, совершенствуется так, в том не возникают омрачения, полные скорби и тесноты духу. Таково Зло, побеждаемое Совершенством. 38. И когда победит он Зло, побеждаемое познанием, и подчинением победит Зло, побеждаемое подчинением, - и правыми обычаями победит Зло, побеждаемое правыми обычаями,- и терпением побелит Зло, побеждаемое терпением,- и избежанием победит он Зло, побеждаемое избежанием,- и отрешением победит он Зло, побеждаемое отрешением,- и Совершенством победит он Зло, побеждаемое Совершенством, - то оградится от Зол и разрушит Вечнопросящую Жажду, острой мыслью раскует всякие цепи, - он положит конец страданию." 39. Так говорил Блаженный, и ученики сердца внимали словам Его. \ *\ - Т.е. от практики ритуала, церемоний, жертвоприношений богам и т.п. Созвучные материалы: |