Существуют так называемые пять уз, связывающих с нижними мирами, и пять уз, связывающих с высшими мирами. Пять уз, связывающих с нижними мирами, приводят к трём скверным мирам, а пять уз, связывающих с высшими мирами – это условия для перевоплощения в мире людей и выше. И самая наименьшая цель практикующего – это пресечение пяти уз, связывающих с нижними мирами. Перечислим их: ошибочный взгляд на телесное существование, сомнения, захваченность заповедями и обетами, жадность к страсти и гнев. Первая – ошибочный взгляд на телесное существование. Это закоренелые представления о том, что действия физического тела и души фиксированы, что они постоянные. Например, это такие взгляды, как: душа тесно прилегает к телу; после смерти остаётся душа; после смерти отправляются на Небеса и живут вечно. То есть пять Накоплений захваченностей рассматриваются как вечные, а это ведет в сторону, противоположную пути к освобождению. Естественно, это приводит к падению вниз. Вторая уза – сомнения или же отрицание Дхармы. Поскольку Дхарма – это, помимо прочего, путь в высокие миры, её отрицание, естественно, ведёт вниз. Третья из пяти уз – захваченность заповедями и обетами. Это захваченность заповедями или обетами, не имеющими отношения к продвижению по пути к Просветлению. Типичный пример - приметы и суеверия. Не подумайте только, что эта уза имеет отношение к соблюдению обычных заповедей. Поскольку в этом случае душа решает, что то, что следует делать, – не надо делать, а то, что нельзя делать, – надо делать, то это, конечно, означает тенденцию падения. Четвёртая уза – жадность к страсти – является
мирским желанием, создающим связь с миром голодных духов, а пятая, гнев,
- это мирское желание, связывающее с миром ада.
Во-первых, пристрастие к форме, то есть привязанность к красивым объектам. Например, к красивому человеку, красивой музыке, красивому стилю. Следует обратить внимание вот на что. Если у человека имеется мирское желание стремления к красивому человеку противоположного пола, то в этом случае можно выделить два типа. Если вы хотите просто находиться вместе с этим красивым человеком противоположного пола, но в вас совершенно отсутствует желание полового контакта, то, можно сказать, что это пристрастие к форме. Однако, если есть стремление к половому контакту, то это - уза, связывающая с нижними мирами, Жадность к Страсти. То есть, пристрастие к форме подразумевает, что стремление к существованию отсутствует, а есть лишь стремление к красоте существования. Оно становится причиной перевоплощения в мире форм. Второе – пристрастие к не-форме (тому, что не имеет формы). Наверное, и вы имели подобный опыт: после крепкого сна, в котором вы не видели ни одного сновидения, вы пробуждаетесь, чувствуя свежесть и бодрость. Это пристрастие к не-форме. И оно становится причиной перевоплощения в мире без форм. Третья уза – гордость. Здесь подразумевается работа сознания, при которой человек удовлетворяется нынешним состоянием. В этом случае человек считает хорошим состояние, при котором лишь используются Заслуги, накопленные до сих пор. Если для человека характерна такая работа сознания, то мир следующего перевоплощения будет различаться в зависимости от остальных условий. Например, если остались желания, происходит перевоплощение в мире Небес. Если сюда примешивается пристрастие к форме, то перевоплощение произойдет на небесах пречистых обитателей. Так как существует удовлетворённость нынешним состоянием, перевоплощения в Маха Нирване не происходит. Четвёртое – возбуждение. По сути, это состояние надежд и фантазий. Это является причиной, которая поднимает человека вверх. Пятое – антимистическая сила. Это означает, что
присутствует работа сознания, в которой душа относится к существованию
трёх Гун утвердительно. Иными словами, это привязанность к существованию.
Уничтожив антимистическую силу, можно достичь Маха Нирваны.
|