По материалам Д-ра George Boeree, университет Shippensburg Концепции и идеи, приведенные ниже, многие буддисты воспринимают как мифологию. Однако, 1) эти идеи можно найти даже в самых сложных буддийских текстах
Следуя традициям своих индийских предков, буддисты видели Вселенную бесконечной во времени и пространстве, наполненной бесчисленным множеством миров, подобных нашему. Помимо нашего обычного мира, существует еще два: мир форм, rupa-dhatu ( в Йоге - астральный мир) и даже более высокий мир без форм, arupa-dhatu (в Йоге - Каузальный мир). Также существует мир страстей, kama-dhatu (в Йоге - Мир Явлений, или Феноменальный Мир), который состоит из шести частей, каждая из которых населена характерными для нее существами:
Итак, всю Вселенную можно подразделить на четыре мира, а именно: мир страстей, мир форм, мир без форм и мир великого полного разрушения пагубных желаний (Маха Нирвана). Мир страстей, включающий в себя и тот мир, в котором мы живём сейчас, - это мир, состоящий из грубой субстанции, где доминирует тепло. Мир форм - это мир, состоящий из тонкой субстанции, где доминирует звук. Этот мир разделён на две части: верхний мир форм и нижний мир форм. нижний мир форм перекрывается с миром страстей. - это означает, что данные миры связаны между собой. Мир без форм - это мир информации, где доминирует Свет. Он разделён на три части: верхний мир без форм, средний мир без форм и нижний мир без форм. Среди этих трёх миров нижний мир без форм перекрывается с миром страстей и нижним миром форм. средний мир без форм перекрывается с верхним миром форм. Верхний мир без форм не перекрывается с другими мирами. Чем выше подняться в этом мире, тем сильнее станет прозрачный Свет. Свет существует в виде информации. По мере продвижения по мирам снизу вверх плотность населения существ в этих мирах становится меньше. Следует отметить, что в практике буддизма основное внимание направлено на развитие зрелости души, а второстепенное на развитие энергетического уровня человека. Вот почему практикующие буддизм не получают опыта Нижнего мира форм и нижнего и среднего миров без форм. А в йоге и тантризме большее внимание уделяется именно развитию энергетического уровня, а не созреванию души. Поэтому практикующие учение йоги и тантристы получают опыт именно миров нижнего мира форм и нижнего и среднего миров без форм. Понятие Сансара иногда распространияется на
шесть миров мира страстей, иногда все миры кроме абсолютного мира (Нирвана
или Маха Нирвана). Обитатели трех миров (страстей, форм и без форм) ведут
несовершенное существование и подвержены Закону
Кармы.
Время в буддийской космологии измеряется кальпами. Изначально считалось, что кальпа длится 4320000 лет. Последователи буддизма расширили это понятие такой метафорой: если скалу кубической формы со строной 1600 метров тереть куском шелка раз в сто лет, то кальпа не кончится и тогда, когда скала изотрется, кальпа не кончится. В течение кальпы мир создаетсяЮ существует и разрушается, за этим следует период пустоты. Затем все повторяется. Вот некоторые пресонажи, о которых следует иметь представление, если Вы читаете тексты, так или иначе связанные с буддизмом: Брахма - король одного из Миров Небес,
в Верхнем Мире Форм.
В Махаяне и особенно Ваджраяне идеи Будды и его учения включены в более проработанную систему, которая называется Трикая, или три тела Будды. 1. Нирманакая - земные Будды ( и Бодхисаттвы), часто персонифицируются как Сиддхартха Гаутама. В Тибете - это мастер, намеренно переродившийся в Мире людей. 2. Самбхогакая - будды на своих небесах, результат накопленной добродетели (Заслуг). В Тибетском буддизме это указывает на средства достижения Дхармакая, т.е. способности медитации на разнообразных визуализациях божеств (называемых йидамами), являющихся архетипными символами различных качеств просветления. 3 Дармакая - учения Будды, истинная природа Будды, являющаяся всем. Сознание Будды, или Шуньята. В Тибете все это может соотвтетсвовать телу, речи
и мыслям Учителя. Они могут, соответственно, быть представленными мудрами,
мантрами и мандалами.
|