Согласно буддийской миофолгии, В течение многих кальп (1 кальпа — период времени, равный 24.000 "божественных" лет или 8.640.000.000 лет человеческих) Будда перерождался на земле в виде разных живых существ — 83 раза святым, 58 раз царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной, 13 раз купцом, 12 раз курицей, 8 раз гусем, 6 раз слоном, а также рыбой, крысой плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. д. Всего таких перерождений было 550. Поскольку мир за это время погрузился во мрак неведения, боги сочли, что пора ему родиться в облике человека, достичь при жизни просветления, стать Буддой, начать проповедовать свое учение, указать человечеству путь к спасению. Так и произошло. О его земной жизни Вы можете прочитать здесь. В возрасте 80 лет Будда умер, как утверждает традиция, в местечке Кушинагара. Тело его было сожжено в соответствии с обычаями населения Индии, а прах поделен между восемью его последователями, шесть из которых были посланы монашескими общинами. Все получившие прах захоронили его и воздвигли каждый над своей частью надгробную пирамиду (ступу). Культ ступ в разных архитектурных вариантах и поныне распространен во всех странах буддийского мира. Вскоре после смерти, или же паринирваны Будды, пятьсот монахов встретились на соборе в Раджагрха. Упали продекламировал, как помнил, свод монастырских законов (Виная). Ананда, двоюродный брат Будды, друг и любимый ученик и человек, обладавший поразительной памятью, процитировал наставления Будды (сутры). Монахи обсудили детали и проголосовали по поводу окончательных версий. Другие монахи запомнили их чтобы впоследствии перевести на многие языки Индийских равнин. Следует отметить, что буддизм оставался устной традицией на протяжении двухсот лет после первого собора по той простой причине, что в Индии в те времена не было алфавита. В течение нескольких следующих столетий изначальное единство буддизма начало распадаться. Наиболее значительный раскол произошел после второго собора, прошедшего в Весали спустя 100 лет после первого. После дебатов между консерваторами и более либеральной группой последние назвали себя "махасангха" (Великая Сангха). В дальнейшем они со временем превратились в североазиатскую традицию Махаяны. Традиционалисты, называемые ныне Стхавиравада (путь старших) - или, на Пали, Тхеравада, выработали комплекс философских идей помимо тех, что были проповедованны Буддой. Они были собраны в Абхидарму ("высшие", или "высокие" учения). Но эти философские идеи, в свою очередь, провоцировали возникновение разногласий, в связи с которыми от консерваторов откалывалась одна группа за другой. В конце концов, из этих групп образовались 18 школ, каждая из которых по своему интерпретировала некоторые части учения. Эти школы распространились по всей Индии и Южной Азии. В наши дни сохранилась только школа, выросшая из шриланкийских Тхеравадинов. Ашока Одним из наиболее значительных событий в истории Буддизма была встреча монаха Нигродха и императора Ашока Маруя. Ашока был глубоко встревожен после подавления мятежа в провинции Калинга. Нигродха, которого встретил император Ашока, убедил его посвятить себя миру. По его указаниям были воздвигнуты тысячи каменных колонн, на которых на новом языке брахми были высечены слова Будды - это были первые письменные свидетельства Буддизма. Третий собор монахов был проведен в Паталипутре, столице империи Ашоки. Есть история о бедном мальчике, у которого не было ничего, что можно было бы преподнести Будде в подарок. Он собрал пригорошню пыли и невинно подарил ее. Будда улыбнулся и принял ее с той же благодарностью, с которой он принимал подарки от процветающих почитателей. Говорят, что этот мальчик переродился как Император Ашока. Ашока посылал миссионеров по всей Индии и за ее пределы. Некоторые добирались до Египта, Палестины и Греции. Святой Ориген даже упоминает, что они добирались до Британии. Греки из одного из Александрийских королевств в северной Индии приняли буддизм, после того, как их короля Менандроса (Пали: Милинда) оратил ы буддизм монах по имени Нагасена - их беседа стала бессмертной, будучи зафиксированной в "Милинда Пача". Кушанский король из северной Индии по имени Канишка также был обращен, а на соборе, проведенном примерно в 100-м году нашей эры в Кашмире греческие буддисты записали учение на медных листах, кторые, к сожалению, были безвозвратно утеряны. Интересно, что есть святой в ортождоксальном христианстве, по имени Джозафат, который был индийским королем. Его история - это, в сущности, история Будды. Считают, что Джозафат - это искаженное слово "бодхисаттва". Шри Ланка и Тхеравада Одного из своих сыновей, Махинду, и одну из своих дочерей, по имени Сангхамитта, монаха и монахиню, на Шри Ланка (Цейлон) примерно в 240 году до нашей эры. Их приветствоал король Шри Ланки, Деванампиятисса, и после этого принял Буддизм. Одним из подарков, которые они привезли с собой, была ветка с дерева Бодхи, которая успешно прижилась. Ее потомки до сих пор растут на острове. Четвертый собор был проведен на Шри Ланке в пещере Алока в первом веке до н.э. Так же в это время был записан полный набор сутр на языке пали на пальмвых листьях. Это стало палийским каноном Тхеравады, из которого происзошло так много буддийских знаний. Их также называют Трипитака (Пали: Типитака) - Три корзины, или же три раздела учения: Виная Питака (монастырские заоны), Сутта Питака (слова Будды) и Абхидамма Питака (философские комментарии). Можно сказать совершенно тотвердо, что ланкийским монахам принадлежит
заслуга сохранения традиции Тхеравады. Хотя и говорят, что она распространилась
из Индии по всей юговосточной Азии, но она почти погибла в конкуренции
с Индуизмом и Исламом, а также в войне и кололнизации. Монахи Тхеравады
распространили сою традицию от Шри Ланки в Бирму, Тайланд, Малайзию,
Камбоджу и Лаос, а из этих стран- на Европу и Запад вообще.
Махаяна Махаяна появилась в первом веке нашей эры, как продолжение восстания Махасангхи. Их более либеральное отношение к монастырским традициям позвололо обычному обществу получить больший голос в природе Буддизма. На благо или нет, Махаянистам было проще соотвествовать более простым требованиям обычного народа. Например, люди привыкли к героям и богам. ТАк возникла доктрина Трикая (трех тел): не просто жил Будда, достигший Просветления, он также представлен различными богоподобными Буддами во множестве небес, так же, ккак и Дхарма сама по себе, и Шуньята (пустота), и Сознание Будды, в зависимомти от интерпретации - это разновидность Бога - Отца, Сына и Святого Духа! Однако более важноым было увеличение значимости Бодхисаттвы. Бодхисаттва - это тот, кто достигает Просветления, но принимает решение оставаться в этом мире или Сансаре чтобы вести других к Просветлению. Он во многом похож на святого, или духовного героя. Вместе с новыми идеями пришли и новые писания. Их также называют сутрами и по этой причине приписывают самому Будде, иногда - особым передачам, которые Будда предположительно посчитал слишком сложными для своих первоначальных слушателей и потому спрятал в ожидании лучших времен. Наиболее значительными среди этих сутр были: Праджняпарамита, или Совершенство в Мудрости, обширное собрание частых эзотерических текстов, включая знаменитую Сердечную и Алмазную сутры. Первый из известных печатных вариантов - это, фактически, копия Алмазной Сутры, напечатанная в Китае в 868 году н.э. Саддхарма - Пундарика Сутра, Белый Лотос Истинной Дхармы, также во многом эзотерическая, включает Авалокитешвара - сутру, молитву к этому Бодхисаттве. Вималакирти - Нирдеша, или изложение Вималакирти - это учения и истории о просветленном домовладельце Вималакирти. Шурангама - Самадхи, или сутра Героя, представляет путеводитель по таким понятиям, как медитации, шуньята и Бодхисаттва. Наиболее популярна среди дзен буддистов. Сукхавати - вьюха или Сутра Чистой Земли - это наиболее важная сутра среди буддийских школ чистой земли. Будда рассказывает Ананде об Амитабе и его Чистой Земле, или Небесах и о том, как там перевоплотиться. Есть и много, очень много других. Итак, Махаяна основана на двух новых философических интерпретациях Буддизма: Мадхъямика и Йогачара. Мадхъямика
В основном основываясь на логических аргументах, он заключает, что ничто не абсолютно, что все относительно, что ничего не существует само по себе, что все взаимозависимо. Все системы, начиная с идеи о том, что каждая отдельная вещь (объект)- это только она и ничто другое (закон Аристотеля об исключенной середине), приходят к тому, что противоречат сами себе. Скрупулезная логика ведет человкаа прочь ото всяких систем к концепции шуньяты. Шуньята означает "пустота". Это не означает, что ничего не сществует, это означает, что ничего не существует ни в себе, ни само по себе, но лишь как часть вселенской паутины бытия. Это станет центральной концепцией всех ветвей Махаяны. Конечно, это - в действительности подтверждение цетнральных буддийских концепций атман, анитья, дуккха. Йогачара
Тантра и Ваджраяна
Последнее изобретение было менее философским и более практичным: тантра. Тантра относится к писаниям, сосредоточенным не на философских изысках, но на практических подсказках на пути к просветлению, но не просто на просветлении через нескольуо перерождений, но на "просветлении здесь и сейчас!" Чтобы совершить этот подвиг, нужны драматические методы, которые для непосвященного могут показаться довольно странными. Тантра - это сфера сиддху, адепт - некто, кто знает секреты, волшебник в смысле способов [обретения] Просветления. В Тантре используется множество техник, включая хорошо известные мандалы, мантры и мудры. Мандалы - это рисунки либо другие отображения высшего знания, обычно в форме кругового набора образов, которые могут давать фокус (цель) для однонапрвленной медитации. Мантры - это слова или фразы, которые могут служить той же цели, к примеру, знаменитая "ом мнаи падме хум". Мудры - это позиции рук, которые символизируют определенные качества просветления. Согласно тантрической теории, главное ритуальное действие должно затрагивать три стороны живого существа: тело, речь и мысль. Менее известны йидамы. Йидам - это образ юожества или богини, или другого духовного существа, которое представлено физически либо, чаще, ясно представляется глазами разума. Опять же, они представляют архетипные качества просветления, и однонаправленная медитация на этих сложных образах ведет адепта к его (ее) цели. Эти идеи возымиели огромное влияние на махаяну, приячем не обошлось без критики. Но при этом: Мадхъямику иногда критикуют за игру слов, Йогачару за очередное внедрение [понятия] атмана, вечной души или же сущности, в буддизм. Тантру критикуют наиболее часто, особенно за ее акцент на секретных методах и сильной приверженности гуру. Тем не менее, эти изобретения вызвали новый шквал активности в первой половине тысячелетия и положили начало тем типам буддизма, которые можно найти в Китае, Тибете, Японии, Корее, Въетнаме и в прочих странах восточной Азии. О концепции Калачакры
Китай
Фактически, в Китае существовали три соревнующихся направления мыслей - Конфуцианство, Даосизм и народная религия При этом следует учитывать, что Конфуцианство и Даосизм не менее сложны, чем буддизм. Хотя эти различные потоки иногда и конкурировали между собой, в то же время, они подпитывали друг друга, обогощали друг друга и переплетались друг с другом. Со времением индийская Махаяна стала Китайской, а затем и корейской, японской, въетнамской. Хронология дальнейшего распространения Буддизма
Тибет
Будда в своем учении никогда не отвергал богов других религий и не запрещал
им молиться. Он просто пояснял, что это может дать какое-то временное облегчение,
но никак не приблизит человека к конечной цели — просветлению, нирване,
спасению. Именно поэтому значительное число богов добуддийской Индии
тут же вошли в пантеон богов буддизма. Это создатель мира
В 800 - 900-е годыв Тибет пришли "Темные времена", буддизм пришел в упадок. Но в 1000-е годы он энергично возродился. В 1578 году монгольские правители назвали главу школы Гелуг "Далай Лама", что означает "великий как океан". Отмечено, что пятый Далай Лама установил над Тибетом религиозный и политический контроль. Как известно, линия передачи Далай Лам продолжается и поныне. Буддизм сегодня Литература Snelling, John (1991). The Buddhist Handbook. Rochester, VT: Inner Traditions. The Encyclopedia of Eastern Philosophy and Religion (1994). Boston: Shambhala. The Encyclopaedia Britannica CD (1998). Chicago: Encyclopaedia Britannica. Dr. C. George Boeree, Shippensburg University - History of buddhism доктор ист. наук Жуковская Н. П., доктор ист. наук Корнев В.
И: БУДДИЗМ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
|