Буддизм не является религией в обычном понимании этого слова. Существует культ поклонения Будде, существуют церемонии и обряды, воздвигнуты храмы, готовятся монахи и написано много литературы мистического толка. Но основное ядро составляет Учение, которое трансформируется в зависимости от социальной среды в которой оно находится. 2550 лет назад Будда располагал уникальными условиями для передачи своего учения. Он жил в высокоразвитой культуре, в окружении чрезвычайно одарённых учеников, и после достижения Просветления в течение целых 45 лет приобщал других к способам раскрытия ума. Этим объясняется обилие материала в его Дхарме. Буддизм существует для реальной жизни. Когда люди спрашивали Будду, почему и чему он учит, Будда отвечал: "Я учу потому, что вы, как и все существа, ищете счастья и стараетесь избегать страдания. Я учу тому, каким всё является на самом деле". Основная цель Буддизма - это развитие личности (в физическом, психологическом и моральном плане). А как наивысшая точка развития - это Просветление ("озарение"). Буддизм не отрицает наличия множества Будд (пробужденных). Буддой может стать каждый достигший Просветления. На протяжении веков было много Просветленных и каждого из них можно назвать Буддой. Учение такой величины наилучшим образом понимаешь на фоне всей собственной жизни. Его совершенная структура яснее всего проявляется при сравнении со множеством других учений и взглядов на действительность. В течение столетий все попытки вместить богатство Буддизма в те или иные концептуальные рамки только доказывали узость последних. Например, сегодня многие считают Буддизм философией, и это верно в том смысле, что учение совершенно логично. Четкость мышления - это естественный результат буддийской практики, и возникает она из опыта беспрепятственного внутреннего пространства. И хотя ясное мышление, конечно, является одним из главных факторов полного развития ума, почему Буддизм - не философия? Дело в том, что учение изменяет того, кто начинает с ним работать. Философия объясняет вещи на формальном уровне слов и идей, но когда книги ложатся обратно на полку, немногое меняется. Учение Будды, напротив, работает всесторонне. Оно ведёт к необратимым преобразованиям, давая ключ ко внутренним и внешним событиям, переживаемым ежедневно. Применяя учение в жизни, глубоко убеждаешься в его возможностях, и во всех будничных ситуациях появляется привкус значимости и полезности для роста. Когда растет наше осознание того, что все вокруг обусловлено обстоятельствами, то застывшим концепциям остается только уйти, и сами по себе появляются все совершенные качества и активности тела, речи и ума. Это происходит в таком порядке: сначала уменьшение разделенности между субъектом, объектом и действием; воспринимающим, воспринимаемым и процессом восприятия, приводит к определенному прозрению. Затем понимание того, что нет реального или личного "себя" дает окончательную уверенность в освобождении. Это - первый шаг на пути и это - непоколебимая основа для полного раскрытия ума, которое зовется Просветлением. Что дает Просветление человеку? Чем оно ценно? Человек, достигший Просветления, освобождается от земных оков, он убирает пелену со своего сознания (видит мир как он есть, без предрассудков), он постигает Основы Мироздания и осознает Истину. У человека достигшего Просветления исчезают тревоги и волнения. Постигнув Истину, он уверен в себе, в своем будущем. Он способен управлять своим сознанием, мыслями, желаниями и поступками. Истина, если она абсолютна, должна быть истиной во всех временах и местах, что опровергает существование какой-либо отдельной "внешней" или "сотворившей все" сущности. Будда - наш друг. Он работает только для того, чтобы освобождать существа и приводить их к просветлению, у него нет никакой другой цели, кроме их окончательного блага. Его не тяготит ни порядочность, ни элементарная сообразительность. В его учении нет ни религиозных смертных приговоров, как в Исламе, ни грехопадений, связанных с сексуальностью. Все утверждения Будды логичны, доступны для опыта и могут освобождать существа. Чтобы извлечь пользу из Буддизма, нужно лишь доверять тому, что есть цель, которой стоит достичь - просветление, есть учение, приводящее нас к ней, и есть друзья на пути. Чему же учит Будда? Он подтверждает истину, которая есть везде и никогда не была создана, знает и содержит в себе все относительное и абсолютное. Ее, неотделимую от пространства, при соответствующих обстоятельствах можно постичь на опыте как собственный ум. Это состояние называется уровнем истины и ничто и никогда не отделяется от него. Оно ощущает свою природу как непринужденную радость, а выражает себя как активное сочувствие, и это - источник всевозможного совершенства. Будда даёт практические советы и показывает мир как коллективный сон, возникающий из первичного сознания всех существ. Внутри этой общей рамки от жизни к жизни созревают отпечатки их действий, называемые также "кармами". Они влекут за собой перерождения в разнообразных телах с различными способностями в самых разных мирах и странах и являются причиной всего обусловленного опыта. Итак, что такое Буддизм? Сам Будда использовал наилучшее описание. В течение 1500 лет существования учения в Индии, оно называлось Дхарма, а в последующие 1000 лет в Тибете его называли Чё. Оба названия означают "каким всё является на самом деле". Понимание того, "каким всё является на самом деле", представляет собой ключ к всевозможному счастью. Сам Будда - учитель, пример, защитник и друг. С его помощью существа могут избегать страдания и входить в состояние растущего блаженства, при этом освобождая и приводя к просветлению других. Созвучные материалы:
|