Теперь необходимо разъяснить этапы, по которым Учителю следует вести правильно вверившегося ему ученика. Итак - ЭТАПЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ПОСЛЕ ВВЕРЕНИЯ Здесь два [отдела]: 1) Побуждение наделить смыслом [своё] благоприятное рождение; 2) Методика наделения смыслом. 1. [ПОБУЖДЕНИЕ НАДЕЛИТЬ СМЫСЛОМ БЛАГОПРИЯТНОЕ РОЖДЕНИЕ] Здесь три [параграфа]: §1. Определение благоприятного рождения; §2. Размышление о его огромном значении; §3. Размышление о трудности его обретения. §1 [Определение благоприятного рождения]: [его] свободы и [его] блага. (1) [Свободы] В "Собрании драгоценных достоинств [Праджняпарамиты]" сказано: "Благодаря нравственности избавляются [от рождения] разными животными и от [прочих] восьми несвободных состояний, таким образом всегда обретая свободу". Согласно сказанному, свобода - это отсутствие восьми несвободных состояний. О восьми несвободных состояниях говорится в "Послании к другу" (63, 64): "Рожденье приверженцем ложных воззрений, животным, в аду или духом голодным, в местах, где не слышали Будды Ученье, в стране дикарей, иль немым, идиотом, одним из богов-долгожителей - это изъяны восьми несвободных рождений. Свободный от них - ты теперь постарайся уйти навсегда от рождений в сансаре". То есть из четырех: (1) [родившегося] в отдаленной стране, где нет четырехчастной общины166; (2) неполноценного - идиота, немого, не имеющего конечностей, ушей и т.д.; (3) приверженца ложного воззрения о несуществовании предыдущей и будущей жизней, [закона] деяния-плода, Трех Драгоценностей и (4) [родившегося там, где] нет Будды, [т.е.] лишенного проповедей Победителя, - первые два и последний не могут узнать, что приемлемо, а что нет; третий же не верит в святую Дхарму. [У обитателей] трех дурных уделов с трудом возникают мысли о Дхарме, а если чуть-чуть и возникнут, - [практиковать] они не способны, поскольку [слишком] страдают. Богами-долгожителями в толковании "Послания к другу" считаются бессознательные и бесформенные [небожители], а в "Слове о восьми несвободных состояниях" - боги [Сферы] желаний, пребывающие в постоянной суете услаждения чувств. Бессознательные [боги] находятся - как будто вдалеке от населенных мест - в одном из измерений состояния "Больших плодов" Четвертой Дхьяны167; за исключением момента после рождения и во время смерти, где деятельность сознания и психические процессы прекращены на многие Махакальпы, - говорится в Абхидхарме. Святые, пребывающие в [Сфере] бесформности, не могут быть несвободными. Не свободны лишь родившиеся там простые существа, поскольку не имеют возможности практиковать Путь Освобождения. Это относится и к богам [Сферы] желаний, пребывающим в постоянном смятении [чувств]. Поэтому все эти [состояния] и называются "несвободными". Как сказано в Толковании "Послания к другу": "Поскольку в этих восьми состояниях нет свободы Для благих занятий, они называются несвободными". (2) Блага Из двух [их видов первый] - (а) Пять субъективных благ "[Рождение] человеком, рождение в Центральной [стране], полноценные органы чувств, несовершение крайних проступков, вера в источник". Из них "рождение в Центральной [стране]" - это рождение в той местности, где есть четырехчастная Община. "Полноценные органы чувств" - это рождение не идиотом или немым, [обладание] всеми главными и второстепенными конечностями, глазами, ушами и прочими [органами]. "Не совершать крайние проступки" - значит не совершать [злодеяния] неотложного [возмездия]168 и не побуждать [других] к их совершению. "Вера в источник" - это вера в дисциплину - источник всех мирских и немирских достоинств. Дисциплиной здесь именуются все три "корзины". Поскольку эти пять являются сугубо личными условиями практики Дхармы, то и называются "субъективными благами". (б) Пять объективных благ "Приход Будды, преподавание священной Дхармы, пребывание Учения, приобщение к нему последователей, милосердие". Из них "приход или рождение Будды" - это полное Пробуждение пребывавшего в сущности Пробуждения после трех безграничных кальп накопления Собраний169. "Преподавание священной Дхармы" - это проповедование Учения Буддой или его Слушателями. "Пребывание Учения" - это отсутствие упадка практической Дхармы благодаря тому, что Будда, пока после завершения проповеди не уходит в нирвану, демонстрирует высшую священную Дхарму. "Приобщение последователей к пребывающему Учению" - приход других существ к прибежищу Священной Дхармы, вследствие осознания, что сей Реализовавший Дхарму способен ясно, в соответствии с реализацией, демонстрировать ее. "Милосердие" - предоставление монашеской одежды и прочих [благ] дарителями и милостынедателями. Поскольку эти пять относятся к другим и служат [благоприятными] условиями практики Дхармы, их называют "объективными благами". Хотя ныне, по-видимому, и недостает [первых] четырех объективных благ, описанных в "Уровнях Шраваков", преподавание священной Дхармы [Учителями], сохранение Учения и приобщение последователей к сохраняющейся Дхарме - их аналоги. Они могут иметься полностью170. Примечания: 166. Общиной (тиб. `khor; санскр. паривара) здесь именуют не Сангху как объект Прибежища (ср. прим. 243) а просто общину верующих, включающую монахов и монахинь, мирян и мирянок. CM. mgon-po dbang-rgyal. chos-kyi mam-grangs / Published by Sherab Gyaltsen for Dzongsar Institute. India, 1991. p.68. 167. Сансара делится на три сферы: Сферу желаний, Сферу форм и Сферу бесформного. Подробнее см.: Васубандху. Абхидхармакошабхашья (далее АКБ), 3.1,2. Четвертая Дхьяна - высшее медитативное состояние Сферы Форм - имеет восемь уровней. Третий из них и называется "Большие плоды". См. схему. Схема Круговерти бытия - Сансары Сфера бесформного Найвасамджня-асамджня-аятана - область ни мышления ни не-мышления Акимчаньянайаятана - область Несуществования Виджнянанантаятана - область Бесконечного сознания Акашанантаятана - область Бесконечного пространства Сфера форм IV Дхьяна -- ¦ 23 Акаништха ¦ 22 Сударшана ¦ 21 Судриша ¦ 20 Атапа ¦ 19 Авриха ¦ 18 Брихатпхала ("Большие плоды") ¦ 17 Пуньяпрасава ¦ 16 Анабхрака ¦ ¦ III Дхьяна ¦ ¦ 15 Шубхакритсна ¦ 14 Апраманашубха ¦ 13 Паритташубха ¦ ¦ II Дхьяна ¦ ¦ 12 Абхасвара ¦ 11 Апраманабха ¦ 10 Париттабха ¦ +- Раи I Дхьяна ¦ ¦ 9 Махабрахма ¦ 8 Брахмапурохита ¦ 7 Брахмапаришадья ¦ ¦ Сфера желаний ¦ ¦ 6 Паранирмитавашаварти ¦ 5 Нирманарати ¦ 4 Тушита ¦ 3 Яма ¦ 2 Траястримша ¦ 1 Чатурмахараджика ¦ --- 0 Наш мир Ады [горячие] [холодные] -- ¦ 1 Санджива Арбуда ¦ 2 Каласутра Нирарбуда ¦ 3 Сангхата Атата ¦ 4 Раурава Хахава +- Ады 5 Махараурава Хухува ¦ 6 Тапана Утпала ¦ 7 Пратапана Падма ¦ 8 Авичи Махападма ¦ --- 168. Пять [злодеяний] неотложного [возмездия]: (1) убийство отца, (2) убийство матери, (3) убийство архата, (4) внесение раскола в Сангху и (5) умышленное ранение Будды. Рождение в аду как результат этих проступков происходит уже в следующей жизни (прим. перев.). 169. Два Собрания - собрание Благих заслуг и собрание Осознаний - необходимы в реализации обоих аспектов пути, метода и мудрости, для достижения Пробуждения. 170. На основании того, что Учитель (Гуру), согласно традиции, считается проявлением Будды; хотя подлинные эти блага доступны лишь при жизни самого Будды (прим. перев.). Созвучные материалы: |