Из книги Карма Агван Йондан Чжамцо "Светоч уверенности" Каждый из нас обрел человеческое тело. Теперь же следует усвоить огромную важность «вхождения во врата Дхармы» и всецело устремить наши помыслы к Дхарме. Чтобы осуществить это, нам необходимо обладать глубочайшим доверием (верой), основанным на полном познании качеств Драгоценнейших (т. е. Будды, Дхармы и Сангхи). В дополнение к этому доверию, нас должно побуждать раздумчиво-созерцательное постижение преходящности. Если в своей жизни мы не учитываем факта смерти и преходящности, то наша мысль даже и не начнет поворачиваться в сторону Дхармы. Опираясь к тому же на познание уникальной редкости человеческого существования с его возможностями и благами, мы приступаем к основополагающим практикам, известным под названием Четыре Общие основы. Есть восемь неблагих уровней существования, где души пребывают в крайне невыгодном положении. Итак, медитативно созерцай следующее: Рассмотри выгодные преимущества человеческого существования, которое так редко обретается, с его восьмью возможностями и десятью свободами-благами - такое существование более драгоценно, чем Всеисполняющая Волшебная Гемма! В отличие от нас, существа восьми неблагих уровней бытия лишены таких возможностей. Действительно: 1. Кромешники (обитатели Ада) страдают от жары и холода - их мучения не прерываются ни на миг; Никому не пришлось родиться ни в одном из этих восьми неблагоприятных состояний, в коих индивиды пребывают в невыгодном положении, вы обладаете восемью возможностями. Но хотя вы и обрели человеческое тело, способное практиковать Дхарму, для плодотворности своей практики, вы должны прежде всего быть свободны от шестнадцати неблагоприятных условий: Восемь неблагоприятных условий, зависящих от наличествующих обстоятельств:
1) Из-за воздействия крайне мощных, выраженных пяти аффектов (клеш, т. е. гордыни, страсти-привязанности, отвращения, зависти и общей сумбурности мышления) индивид не обладает необходимым уровнем духовного спокойствия, Восемь неблагоприятных условий, в которых разум отсечен от Дхармы: 1) Человек питает сильное пристрастие и привязанность к своему телу, богатству и т. п.2) По причине крайней грубости его характера любые его действия посредственны, слабы; 3) Независимо от того, сколь много Учитель объясняет страдания трех низших сфер, индивид не убоится, не устрашается их. 4) Независимо от того, сколь много Учитель объясняет великое блаженство Освобождения, индивид не питает ни малейшей веры в это. 5) Он но естеству своему тяготеет к недобродетельным поступкам. 6) Его также тянет практиковать Дхарму, как собаку - жрать траву. 7) Он нарушает «коренные» из своих бодхнсаттвенских обетов или из других сводов обетов. 8) Он нарушает свои святые обязательства-клятвы перед гуру и своей общиной. Если бы вы попали во власть этих шестнадцати неблагоприятных условий, то Дхарма не оказала бы на вас ни малейшего влияния. А поскольку это привело бы к такому поведению, которое влечет за собой рождение низших мирах, то возрадуйтесь тому, что вы свободны от этих неблагоприятных условий и учитесь предотвращать их возникновение в будущем. Десять Благ Драгоценного Человеческого Рождения Пять личных благ: 1) Вы обрели человеческое Тело, случай, обратный восьми неблагоприятным уровням существования. Пять благ, полученных извне: 1) Хотя часто сменяющие друг друга периоды формирования и распада множества миров Вселенной затрудняют даже появление Будды, но именно в эту нашу эпоху пришел Будда Шакьямуни! Почему Драгоценно Человеческое Рождение? Его трудно обрести. Все живые существа по натуре своей склонны к пагубному поведению, лишь считанные единицы стремятся к благотворному. Но и среди этих немногих очень редко встречается то нравственное поведение, которое необходимо для обретения Человеческого тела. А в результате число существ из трех низших миров не уступает числу песчинок на земле, тогда как число богов и людей крайне незначительно. Более того, и среди живых существ, обретших человеческие тела, с трудом наберется такая группа живущих согласно Дхарме, которую можно было бы выделить в класс сансарных существ! Невозможно перечесть всех насекомых, живущих под основанием скалы. Но можно перечислить всех людей, живущих во всем царстве! И лишь считанные единицы из них практикуют Дхарму; а те, кто вершит Ее праведно, столь же редки, как звезды днем. Его легко потерять Это тело окружает множество потенциально смертельных опасностей, таких как огонь, бушующие потоки, оружие, вредоносное влияние планет, землетрясения и т.п. - а мы и не знаем, когда они могут нагрянуть! Условия нормального существования крайне редки Поскольку единственное отличие жизни от смерти- это вдохи и выдохи хриплого дыхания, то это тело гораздо хрупче мыльного пузыря. Драгоценное человеческое тело, подобное этому, никогда не будет обретено вновь. Не транжирьте им впустую! Если бы вы имели тело животного, то средства к достижению просветления были бы недоступны. Вы, может быть и не знаете даже, как прочесть святые тексты, но способностей натворить дел, которые приведут вас к рождению в трех нижних мирах, у вас предостаточно! Оно имеет великое предназначение Благодаря этому человеческому телу мы способны достичь всесовершенного Состояния Будды: вот в чем его великое предназначение. До сего момента мы не ценили его высоко, транжирили им впустую. Миряне, озабоченные своим благополучием, готовы и могут вынести тяготы трудов ради стяжания богатства и т. п. Но когда мы сталкиваемся с трудностями в нашей борьбе за высшую цель жизни, Освобождение, у нас будто бы и не было никаких сил. Нас вырождает, разлагает и обольщает Мара (дъявол). С сего же дня непрестанно сосредоточься на мысли: «Я должен устремить себя только к вершению Дхармы, к трудам ради Ее постижения! Я должен осуществить великое предназначение жизнии!». Говоря обобщенно, тот, кто склонен творить какие-либо частные типы деяний, называется «карма-носитель». Если «карма-носитель практиковал Дхарму в прежней жизни, то н ныне он тяготеет с доверием к Дхарме и гуру. Это-признаки пробуждения заново его [прежних] «белых» деяний. Но того, кто действует в этой жизни пагубно, того при новом рождении «занесет» в низшие миры, а не в тело человека. Сказано в «Кшитигарбха Сутре»: «Есть десять типов самсарных существ, коим очень трудно обрести истинно человеческое рождение. - Кто же они? - Это те: 1) кто не культивировал истоки благотворного поведения (т. е. бесстрастность, безгневность, и ясность сознания); Остерегайся этого! Если ты говоришь: «Я велик, ибо понимаю огромную важность этого человеческого тела! Я учен! Я - из благородной семьи! Я добропорядочен!», - то это, по сути, пренебрежение к другим. Заметь это вовремя и прекрати! Поскольку все живые существа обладают потенциальным [качеством становления] Буддой, то грешно унижать даже насекомое. Сказано, что когда склонность порицать других полностью сформировалась, то уже в этой жизни вы утратите все, что взращивали и лелеяли. А в следующей вы родитесь либо среди вечно голодных призраков, либо рабом. Поскольку обычные люди, (подобные нам) не обладают способносятями сверхчувственного познания духовно развитых существ, то мы не ведаем, кто может оказаться архатом, а кто - бодхисаттвой, и в какой форме такие существа могут проповедовать Дхарму или какие особые методы они могут использовать для помощи живым существам. Будучи сам невеждой, не осуждай других! Поскольку сказано, что оскорбивший бодхисаттву будет многие кальпы (эпохи мироздания) корчиться в муках ада, то учитывай серьезные последствия даже одной неприятной шутки в чужую сторону. Тот, чья вера непрочна, чья интуиция омрачена, кого легко сбивают с толку порочные компании, кто боится трудностей глубокомысленных учений, и тот будет совершенствоваться постепенно, проходя последовательный путь под непосредственным руководством гуру, использующего искусные средства. До того, как он получит наставления к Стезям Видения и Созерцания, он должен собрать и объединить Два Накопления. Тому же, кто способен к мгновенным вспышкам озарения, благодаря силе своей интуиции, чье сострадание велико, кто преисполнен неколебимой веры и благоговения, кто свободен от пристрастности и ненависти, кто думает только о Дхарме и всецело углубился в изучение сокровенных наставлений, такому человеку требуется лишь то учение, которое непосредственно указывает на высшую природу реальности, и он обходится без визуализаций и других практик, применяемых на Стезе Средств. Ведь так было сказано! Созвучные материалы: |