Об этом свободном [положении] в "Предметах Винаи" сказано: "После смерти в дурных уделах [число] рождений там же [равно числу] пылинок огромной земли, а перерождений в счастливой участи - [числу] пылинок на кончике ногтя. После смерти в обоих счастливых уделах"181 [число] приходов в дурную участь - [равно числу] пылинок огромной земли, а [число] перерождений в счастливых уделах - числу пылинок на кончике ногтя". Значит, [это рождение] трудно обрести и после счастливой, и после дурной участи. Почему же так трудно его обрести? Как сказано в "Четверосотнице": "Ведь большинство людей сторонники дурного; поэтому простые существа по большей части, несомненно, идут в дурную участь". Итак, большинство людей и прочих [обитателей] счастливых уделов весьма привержены дурному: десяти неблагим [деяниям]182 и подобному, посему и идут в дурные уделы. Также, если даже из-за одного мгновения гнева на Бодхисаттву приходится кальпу пребывать в [аду] Непрерывного мучения183, то, конечно же, придется многие кальпы пребывать в дурных уделах из-за множества проступков, допущенных во множестве прошлых рождений, - проступков, еще не принесших плодов и не подавленных "противоядиями". Хотя и нередка счастливая участь, если подлинно очистить ранее накопленные причины дурных уделов и плотно закрыть дверь для новых, - [сделать это удается] весьма редко. Если не сделают этого, идут в дурную участь. Придя же туда, творят зло, не благо. В результате многие кальпы даже названия счастливой участи не слышат. Вот почему ее трудно обрести. Во "Введении в Практику" (IV, 17-21) сказано: "Я не добьюсь поступками такими рожденья в теле человека и тогда, не обретя рожденья человеком, я не сумею добродетелей вершить, - одни грехи. Когда при всех условьях к свершенью добродетелей теперь не совершаю их, что буду делать во тьме страданий участи дурной?! А добродетелей не совершая, греходеяний множество копя, мне даже слова про удел счастливый не услыхать бессчетные века. Поэтому поведал Победитель, что трудно тело человека обрести, - настоль же трудно, как в отверстие ярма, носящегося в океане, - черепахе [слепой] просунуть шею. Ведь когда за грех, продлившийся мгновение, эпоху приходится терпеть в аду Авичи, то нужно ль говорить, что за грехи, накопленные в безначальной Круговерти, в счастливые уделы не прийти". Можно подумать: "Поскольку страданиями дурной участи прежняя дурная карма избывается, спастись нетрудно: в следующий раз родимся в счастливой участи". [Отвечу]: Поскольку при испытывании тех страданий накапливается [новое] зло, после смерти в дурной участи опять приходится блуждать в дурных уделах; поэтому спастись [из них] трудно. Ведь сказано ("Введение в Практику", IV, 22): "Лишь избывая плоды прошлой кармы, освободиться нельзя. Так как покуда их претерпеваешь, много грехов возникает опять". После такого размышления о трудности обретения [благоприятного положения] порождайте в себе желание наделить [его] смыслом, думая: "Осознав, что надолго утеряю это положение, если использую его для дурных дел, я буду проводить время в практике священной Дхармы". Как сказано в "Послании к другу" (59, 60): "Достичь человеческого рождения животному много трудней, чем шеей попасть черепахе - в отверстье по волнам носящегося ярма. Поэтому ты, о, владыка людей, ученье священное практикуя, свое тело с пользою употреби. Ведь тот, кто родился теперь человеком, но в жизни своей совершает грехи, - гораздо глупее того, кто выносит отвратную рвоту в бесценном сосуде, - каменьями выложенном, золотом". И в "Послании к ученику": - "Обретший положенье человека, которое столь трудно обрести, теперь усердствуй в достижении Цели, к которой устремился ты душой". Нэлчжорпа-ченпо сказал Чэнгаве: "Немножко прогуляйся". Тот ответил: "Следовало бы, но [слишком] трудно обрести это благоприятное рождение". "В районе Пхан было большое селение, называемое Майчахар. Его отняли враги, и прошло много времени в порабощении. Один старик, скорбящий об этом селении, однажды услышал, что оно возвращено. Хотя не мог ходить, он взял копье и, едва передвигаясь [с его помощью по земле], крикнул: "Неужто не сон это обретение Майчахара?!" Так же радуясь обретению благоприятного рождения, нужно практиковать Дхарму". Следуя этим словам Потобы, созерцайте, пока не обретете такой установки. Чтобы породить [в себе] совершенное по всем характеристикам желание наделить смыслом свободное положение, нужно обдумать четыре правила:(1) Необходимость практиковать: ибо все всегда желают счастья и не желают страдания, а достижение счастья и избавление от страдания зависит только от священной Дхармы. (2) Способность практиковать: ибо имеешь "внешнее" сопутствующее условие - Благого Друга и "внутреннее" сопутствующее условие - благоприятное рождение. (3) Необходимость практиковать в этой жизни: ибо, если не практиковать в этой [жизни], во многих перерождениях будет весьма трудно обрести благоприятное положение. (4) Необходимость начать практику именно сейчас: ибо смерть непредсказуема. Третье из этих [правил] подавляет "отвергающую" лень, когда думают: "Буду практиковать Дхарму в следующем рождении". Четвертое подавляет "откладывающую" лень, когда думают: "Хотя и нужно практиковать в этой жизни, можно практиковать не в этом, а в следующем году, в следующий месяц или день". Поэтому эти два можно свести к "[необходимости] практиковать немедленно" и получим [всего] три [правила]. Как видим, с ними связано и памятование о смерти, но, [во избежание] многословия, [о нем] расскажу ниже. Если обдумать [данную тему] с разных сторон, это весьма убеждает. Поэтому размышляйте, как изложено. Но если вы не способны к столь [обширному размышлению], сократите [тему] до основных положений: что из себя представляет благоприятное рождение; его огромное значение для временных и высших [целей]; трудность его обретения с точки зрения причин и плодов. Потом созерцайте, отбирая все, что подходит, из ранее изложенного [материала]. [Трудность обретения благоприятного рождения] Трудность обретения со стороны причин Вообще для обретения любого счастливого удела необходимо блюсти нравственность и творить какие-либо чистые добрые дела. В особенности же для обретения полностью благоприятного рождения необходимо взять за основу чистую нравственность, сопровождать ее даянием и т.д.184, соединять с чистыми молитвами и [насадить] множество других корней добродетели. Но, как видим, таких причин создают очень мало. Делая вывод из этого, подумайте о трудности обретения плодов - общего и особого положения счастливой участи185. Трудность обретения со стороны плодов Подумайте о неродственных [нам по положению существах] дурной участи - ведь они крайне отдалены даже от простого счастливого удела! Подумайте и о родственных [существах] счастливой участи - для них это особенное благоприятное [положение] еще более редкостно, [чем для первых - счастливая участь]. Благой Друг Долва, очень усердствуя в этом [размышлении], говорил, что оно ведет за собой всю остальную Дхарму. Так и есть. Поэтому усердствуйте. Примечания: 181. Т.е. в мирах небожителей и людей. 182. О десяти неблагих деяниях см. с.279 и далее. 183. Об адах см. с. 198 и далее. 184. То есть остальными парамитами. 185. Общее - это простое рождение в счастливой участи, а особое рождение - имеющее все вышеописанные свободы и блага. Созвучные материалы: |