РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ НИЗШЕЙ ЛИЧНОСТИ 2. Применение средств [созидания] счастья будущего рождения I. [Обращение к Прибежищу] §4. Обязанности, следующие из Обращения к Прибежищу 2. Общие обязанности Это подношение реальному формному Телу252 Будды. Это посвященное Будде подношение ступе253 и подобному. Это подношение при непосредственном восприятии тех двух (Формного тела или ступы) органами чувств. Это когда Будда и его ступа непосредственно не воспринимаются; подношение всем Буддам и ступам. Когда, после ухода Будды в нирвану, изготавливают его статую, ступу и подобное, - это тоже заочное подношение. При подношении какому-нибудь из тех двух сущность одного из них является сущностью всех [остальных]. Поэтому, если, поднося непосредственно воспринимаемым, еще подумать: "Подношу и всем [другим] Буддам трех времен и бесчисленным ступам десяти сторон [света]"254, - то это и очное, и заочное подношение. Сказано, что заслуги первого велики, второго - еще больше, а третьего [очно-заочного] - еще огромнее. Поэтому, когда подносите одному Будде, его изображению или ступе, важно проявить помысел о подношении всем [Буддам], помня о нераздельности их сущности. Это совершение [подношения] собственными руками, не пытаясь по лени, беззаботности или легкомыслию - побудить других совершить его. Когда сам обладаешь малым имуществом, побуждаешь других к подношению, - с состраданием думая: "Если эти страдающие существа, [имеющие] малые заслуги и лишенные способностей, совершат подношение, они станут счастливыми". Когда совершаешь [подношения] вместе с другими, которых побудил к этому, - это будет совместное подношение. Величина благих плодов этих трех соответствует предыдущим. Это подношение Будде или Его ступе одежды, явств, постельных принадлежностей, сидений, исцеляющих болезни лекарств, домашней утвари, благовонных курительных палочек и порошков, духов, цветочных гирлянд, звуков музыки и разных светильников; произнесение почтительных слов, поклоны, [почтительное] вставание, вознесение разной хвалы, [земные] поклоны пятью частями [тела]255; обхождение их посолонь; даяние им земли и прочих неистощимых [даров], подношение драгоценностей, серег, браслетов и других украшений или хотя бы колокольчика; осыпание монетами и натягивание вокруг них нитей. Это длительное подношение благ и почестей. В нем - семь [аспектов]: В нем - шесть [аспектов]:
Подходящие дары - это те, которые можно [подносить], в отличие от неподходящих, таких как окропление аурипигментовым раствором, омовение топленым маслом, воскурение бделлием, колючие и ядовитые цветы и т. д., или негодная домашняя утварь. Если вещественые подношения совершать лично и [подносить] не то, что выпросил у других; если при этом радоваться с почтением всем подношениям Татхагатам, какие только совершаются во Вселенной, - то малыми усилиями совершается безмерно великое подношение и быстро накапливается собрание [заслуг] для Пробуждения. [Поэтому] следует с чувством счастья и радости постоянно усердствовать в таком [подношении].Также, согласно сказанному в "Драгоценном облаке" и в "Установлении трех Обязательств", следует подносить и никому не принадлежащие цветы, плоды, деревья, драгоценности и прочее. Это [ежедневное] памятование - хотя бы [столько времени], сколько доится корова, - о четырех Безмерных256, о четырех сходных положениях Дхармы257, о Трех Прибежищах, парамитах; это - вера в Глубокое - Пустоту258 и пребывание в недискурсивном [сосредоточении на ней]; твердое соблюдение нравственности; усердное культивирование [37] факторов Пробуждения259, парамит и четырех средств обращения260. Подношение Трем Драгоценностям всеми десятью способами - это совершенное подношение. (2) [Мысли, сопровождающие подношение] Во время тех подношений, хотя и что-то малое подносим какой-нибудь из Трех Драгоценностей, плоды будут неизмеримы, [если] подносить с шестью мыслями: "[Ты] - непревзойденное Поле достоинств", "наилучший Помощник", "Высшее из существ"; "великая редкость, подобная цветку Удумбаре"; "Уникум, поскольку единственен в мириадах миров261"; "Почва всех мирских и немирских благ". Это выписано из "Уровней Бодхисаттв". [Подношения] эти совершайте постоянно, по обстоятельствам. Во время праздников и знаменательных дат устраивайте как можно лучшие подношения. К тому же, поскольку нам постоянно приходится есть и пить, то, если перед тем всегда подносить первую часть [пищи и питья], - много заслуг накапливается малыми усилиями. Поэтому от всего сердца совершайте и подношения первой части всего, что вкушаете или пьете, - вплоть до воды. "Но нельзя [подносить], например, позеленевшую [часть] сыра или пожелтевшую [часть] зелени: [дары] должны быть хороши; не годится, чтобы подношения чая перед каждым чаепитием походило на удаление [из него] соринки"262. В Сутре сказано: "Ведь нельзя допустить, чтобы прекрасное поле осталось во время посева незасеянным. Так и сие Священное Поле, порождающее все благополучие этой и следующей жизней, в которое можно все четыре времена [года] непрерывно сеять семена благополучия, - пашите плугом веры, [сейте в нем] благие заслуги!" Не делать как сказано - огромный урон. Ведь говорится во "Хвале достойному восхваления": "[Победоносный]! Нету в Трех Мирахподобного Тебе иного поля для взращивания заслуг. Ты - высший из достойных подношенья, Чистейший, очищающий ряды [учеников] своих. И как пространства ширь бесконечна, - так плоды безмерны деяния добра иль зла Тебе". Не признавая этого высшего Поля даже за обыкновенное, мы поступаем нехорошо. Поэтому следует все время усердствовать в подношении [Трем] Драгоценностям. Если так делать, то, силой роста во Священном Поле корней добродетели, развиваются умственные способности к этапам Пути. Поэтому, когда умственные способности ничтежны: хотя слушаете, - не запоминаете слов, хотя размышляете, - не понимаете смысла, хотя созерцаете, - [ничего] не зарождается в душе, - советуют полагаться на силу Поля. Так говорит и славный Матричета: "[Имея] великое счастье слагать Тебе гимны,мой ум, хоть и мал, - возрастает, опору в Тебе находя, подобно речушке во время периода летних дождей". К тому же сказано, что подношение заключается не в вещах, а в нашей вере. Значит, если есть вера, достаточно подносить мандалу, воду, невоспринимаемые263 дары и подобное. Поэтому, если не имеете вещественных благ, так и делайте. Если же имеем их, но [по скупости] дарить не способны и говорим: "Поскольку благих я заслуг не имею, -я беден, и нет подношений иных"264, - это напоминает сказанное Потобой: "Бросив в грязную чашу из раковины немножко нарда, говорить: "[Вот] благовонная сандаловая и камфорная вода", - значит [уподобиться] слепому, который морочит зрячего". Устами Пучунгвы: "Вначале я подносил остропахучий нард. Затем появилась возможность подносить сладко пахнущие курительные палочки, из четырех [благовоний]. Теперь же подношу аквиллярий, ладан и другие благоухающие вещества". Согласно сказанному, если не совершать подношений, пренебрегая ими из-за скудости даров, то так и останется на всю жизнь. Если же усердствовать [в подношениях], начиная хотя бы и с малого, то [жизнь] будет улучшаться. Поэтому подражайте ему. Говорят, что однажяы он составил благовоние, [стоящее] 22 сранга265 золота. Если даже Махасаттвы, достигшие власти над материей266, проявившись многими сотнями тел, каждое из которых - с сотней тысяч рук и т.п., многие кальпы совершают подношения Победителям, придя во все Их миры, то слова довольствующихся неким ничтожным подобием достоинств: "Я таким образом [т.е. при помощи подношений] не надеюсь [достичь] Пробуждения", - пустая болтовня тех, кто мало смыслит в Дхарме. Поэтому делайте, как сказано в "Драгоценном облаке": "Слушайте Сутры обо всех великих подношениях и почестях и от всего сердца, с наивысшей искренностью посвящайте [подношения и почести] Буддам и Бодхисаттвам". в. Помня с состраданием о других существах, вести и их к такому же [благому] положению [Значит] - приобщать к Прибежищу, по возможности, и других существ, из любви к ним. г. Какое бы дело ни предстояло совершить и какая бы нужда ни испытывалась, совершать подношение и молитву Трем Драгоценностям, не полагаясь на другие, мирские средства Что бы ни делали и какую бы нужду ни испытывали, полагайтесь на Три Драгоценности, совершайте подношения и т.п. их Драгоценным представителям. Полагаться же на не признающих их - бонцев267 и прочих - ни в коем случае нельзя; всегда всецело доверяйтесь [Трем] Драгоценностям. д. Трижды днем и вечером обращаться к Прибежищу, сознавая его пользу Польза двояка: (1) Указанная в "Собрании" Об этом в "Дхарани барабанной дроби бессмертия" сказано: "Победоносный неохватен мыслью.Священное Ученье тоже мыслью не объять. Собрание Святое неохватно мыслью. От веры в неохватное необозримы и плоды заслуг". И в "Кратком изложении парамит" сказано: "Если были бы вещественны заслугиобращения к Прибежищу, - они не вместились бы в Три Сферы мирозданья. Не измерить их, - как океан великий невозможно вычерпать рукой". 1-(2) Нахождение радости и высшего удовлетворения В "Отделе памятования" сказано: "Тот, кто денно и нощнопамятует о Будде, обращаясь к Прибежищу Будды, - владеет [величайшим из] достояний". Так же сказано и в связи с двумя другими [Драгоценностями]. Такой думает: "Возможность полагаться на такие Три Прибежища является моим счастливо приобретенным достоянием", - и радость [его] растет. 1-(3, 4) Достижение самадхи и полного очищения [Осуществляются] практики самадхи и мудрости, благодаря которым освобождаемся [из сансары]. 2-(1) Обладание великой защитой Об этом расскажу [позже] (см. 2, (е)) 2-(2) Достижение убавления, совершенного уменьшения и полного исчезновения всей скверны ложной веры Уменьшается и очищается дурная карма, накопленная из-за веры и почитания за Прибежище плохих учителей, учения и друзей. 2-(3) Истинное становление возвышенным - вступление в ряды возвышенных людей 2-(4) Доставление удовольствия, радости Всемирным Учителям [Буддам], праведникам и богам, проявляющим энтузиазм в Учении Входим в [среду] возвышенных людей; радуются Учителя и другие. Почему же радуются боги? Они думают: "Мы, [будучи раньше] такими-то людьми, обладали Прибежищем, благодаря чему после смерти там, родились здесь; поскольку же этот [человек] обладает Прибежищем и многократно обращается к нему, он, [родившись среди нас], станет нашим другом", - и радуются, хвалят его. (2) Польза, указанная в [других] наставлениях Здесь восемь [пунктов]: (а) Становление буддистом Хотя существует много способов разделения на буддистов и иноверцев, Шантипа и Чжово провозгласили, что [буддистов] отличает Обращение к Прибежищу. Поэтому, обретя Прибежище, следует беречь его. Итак, когда впервые становишься буддистом, необходимо от всего сердца признать Три Драгоценности за Учителя и т.д. Без этого буддистом не становишься, какие бы добродетели ни совершал. (б) Обретение основы для [принятия] всех обетов В "Толковании Сокровищницы" сказано: "Обращение к Прибежищу является дверью к подлинному принятию всех обетов". И в "Обращении к Прибежищу из семидесяти [строф]" сказано: "[Положение] мирянина, принявшегоПрибежище Трех [Драгоценностей], является основой восьми обетов [Пратимокши]268". Имеется в виду, что обращение к Прибежищу укрепляет помышление о нирване, что обеспечивает [подлинность принимаемых] обетов. (в) Ослабление и истощение накопленной скверной кармы В [одном из] разделов "Собрания практик", учащем об очищении грехов посредством обращения к Прибежищу, сказано: "Здесь следует взять в пример "Сказание о свинье". Там сын небожителя, которому предстояло переродиться в свинью, все же не переродился в нее, поскольку обратился к Прибежищу: ибо обращение к Прибежищу устраняет причины дурной участи: "Пришедший к Прибежищу Буддыв дурную участь не попадет: покинув это тело человека, он тело бога обретет". Так же там говорится о Дхарме и Сангхе. Итак, некоторые из накопленных ранее грехов ослабляются, а иные - совсем истощаются. (г) Накопление великих заслуг Соответствует сказанному выше (1,1). (д) Невпадение в дурную участь Об этом должно быть известно из предыдущего (2, в) (е) Люди и нелюдь не смогут создавать препятствия Как сказано в сутре269: "Многие люди, несчастий страшась,к прибежищам разным идут под защиту: к [духам] лесов, гор, деревьев священных. Но эти прибежища не основные и высшей защиты они не дают. К прибежищам этим приходят, но все же не избавляются от всех невзгод. Если же кто Прибежища ищет в Будде, Дхарме и Сангхе святой, уходит воистину тот от страданий, - от результатов и их причин. И продвигаясь блаженно к Нирване, священным Путем восьмеричным идя, он Истины Высшие видит четыре - доподлинно мудрости глазом их зрит. Вот эти Прибежища - основные. Вот эти Прибежища - выше других. И если Прибежищам этим вверяться, от всех избавляешься тягот и бед". Здесь следует взять в пример рассказ об иноверце, освоившем "воздушный аркан"270, и т.д. (ж) Осуществление всего задуманного Если перед совершением какого-нибудь благого дела сделать подношение [Трем] Драгоценностям и, обратившись к Прибежищу, помолиться об исполнении дела, то оно успешно осуществится. (з) Быстрое достижение Буддства В "Вопросах льва" сказано: "Благодаря вере, избавляются от несвободных состояний". Согласно сказанному, [обращение к Прибежищу позволяет] обрести особенное свободное положение, встретиться с Прибежищем и практиковать особенный Путь, благодаря чему быстро достигается состояние Будды. Таким образом, памятуя о пользе, следует ежедневно по три раза днем и три раза вечером обращаться к Прибежищу. е. Хранить [преданность] Трем Драгоценностям, не отказываясь от них даже в шутку или ради жизни Мы, несомненно, расстанемся с телом, жизнью и имуществом, но, если ради них откажемся от Драгоценностей, во всех жизнях постоянно придется страдать. Поэтому - вновь и вновь зарекайтесь: "Что бы ни случилось, не откажусь от Прибежища!" И даже шутки ради не произносите слов отказа от Прибежища. Мои предшественники упоминали еще одну обязанность: "В какую сторону [света] идешь, практикуй обращение к Прибежищу Татхагаты той [стороны]271," - [но] ее Источника [я] не видел. Шесть общих обязанностей изложены, согласно "Толкованию Светоча Пути"; первые три отдельные обязанности взяты из сутр, а три вторые - из "Шестичленного Обращения к Прибежищу", где сказано: "Пред образом [Будды], строфою [Ученья]и желтой заплатой [как признаком Сангхи] благоговейте - их почитайте, подобно Учителю. Будды Реченья всегда на главу возлагайте с почтеньем, ни в коем случае не осуждайте. На членов Собранья безгрешных и грешных смотрите же как на святых". Об [обязанностях], изложенных в "Собрании установленного"272, Камапа сказал: "Они согласуются со сказанным Нэузурвой; [он], как и я, слушал [о них] у Гонпапы". Взяты они из "Этапов Пути", переданных им [Камапой] Лумбаве. Примечания: 252. Есть "Духовное тело" (или "тело Истины"), "тело Блаженства" и "тело Явленное" - Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая. Два последних вместе называются Физическим или Формным телом (Рупакая). К Рупакае относятся и изображения Будды как разновидность Явленного тела, в то время как Дхармакая символизируется ступой, ибо "тело Истины" или "тело Дхармы" - это не что иное, как само учение Будды. Более строго Дхармакая определяется как "37 дхарм Пробуждения" (см. прим. 259) - Абхисамаяланкара, раздел 8. Дхармакая. См.: Edward Conze. Abhisamayalankara. Introduction & translation from original text. Roma, 1954. p.96. Подробнее см., напр.: Geshey Ngawang Dhargyey. Tibetan Tradition of Mental Development. LTWA. 1974. P.219-221; Терентьев А.А. Опыт унификации... с.14. Назад 253. В триаде "тело, речь, ум" ступа символизирует Ум Будды. Назад 254. Десять сторон света: четыре основные, четыре промежуточные, зенит, надир. Назад 255. См. Приложение к т. 2. Назад 256. Безмерные: любовь, сострадание, со-радование, равное отношение. Подробнее см. т.З данного сочинения. Назад 257. Они формулируются в четверостишии, известном как "четыре мудры":
258. Этому посвящен пятый том данной работы. Назад 259. 37 факторов Пробуждения В свои последние дни и ранее Будда неоднократно повторял своим ученикам, что 37 "бодхипакшика-дхарм" содержат всё учение, которое должны принимать все ученики, даже если они расходятся в отношении к другим аспектам Учения. Это I. Установление памятования (смрити-упастхана) относительно: 1) тела (кая);2) ощущений (ведана); 3) ума (читта); 4) фактов (дхарма). II. Праведные усилия (самьяк-прахана) на 8-ричном пути: 5) правильные взгляды (дришти);6) правильное понимание (самкальпа); 7) правильная речь (вача); 8) правильное поведение (чаритра); 9) правильные средства существования (аджива); 10) правильное старание (вьяяма); 11) правильное внимание (смрити); 12) правильное сосредоточение (самадхи). III. Основы сверхобычных умений (риддхи-пада): 13) развитие желания (чханда) практиковать самадхи;14) развитие энергии (вирья) для практики самадхи; 15) развитие ума (читта) для практики самадхи; 16) развитие различения (миманса) для практики самадхи; IV. Развитие способностей (индрия): 17) веры (шраддха);18) усердия (вирья); 19) внимательности (смрити); 20) сосредоточения (самадхи); 21) мудрости (праджня). V. Развитие сил (бала): 22-26) (названия совпадают с группой IV).VI. Звенья полного Пробуждения (самбодхианга): 27) памятование (смрити);28) различение (вичая); 29) рвение (вирья); 30) радость (пити); 31) успокоение (пошадхи); 32) сосредоточение (самадхи); 33) уравновешенность (упекша). VII. Четыре безмерных: 34) любовь (майтри);35) сострадание (каруна); 36) сорадование (мудита); 37) равное отношение (упекша). Назад 260. Материальная и моральная поддержка, обучение Дхарме, соответствие слова и дела Учителя. Подробнее см.: Geshey Ngawang Dhargyey. Tibetan Tradition of Mental Development. p. 192-194, а также конец 3-го тома данной работы. Назад 261. Комментатор "Нга" объясняет уникальность Будды тем, что "в одно время в одной Вселенной, [включающей мириады миров], не бывает двух будд" (прим. перев.) Назад 262. T.e. "нельзя подносить слишком малую часть пищи или питья на кончике ногтя, - словно удаляя из пищи соринку", - поясняет Ловсан Дондуб (Терминологический словарь. с. 52). Назад 263. T.e. воображаемые. Назад 264. Здесь Цонкапа цитирует две строки из "Введения в Практику" (II, 7), где Шантидева (действительно очень бедный) как бы оправдывается перед Буддами после подношения воображаемых даров (прим. перев.). Назад 265. 1 сранг = 33,301 г. Назад 266. T.e. святые Бодхисаттвы, достигшие способности материализации вещей (прим. перев.). Назад 267. Приверженцы Бон, добуддийской религии Тибета. Об этой религии см., напр.: Tucci G. The Religions of Tibet. London 1980. P.213-248; или: Бураев Д.И. К истории изучения религии бон // Источниковедение и историография истории буддизма. Новосибирск, 1986. с.45-58. Назад 268. Это обеты от обетов мирянина до полных обетов монаха (бхикшу):
269. Уданаварга, "Отдел слушания". Назад 270. Один иноверец, владеющий магическим "воздушньн арканом", подчинил себе всех, кроме одного мальчика, против которого "аркан" был бессилен, поскольку тот обращался к Прибежищу Трех Драгоценностей. Назад 271. Имена Татхагат сторон света: 272. Но отсутствующих в "Этапах Пути" (ламриме) Нэузурбы, - как говорит комментатор "Ба" (прим. перев.). Назад Созвучные материалы: |