ГАМПОПА (1079-1153) Материал 2

Гампопа, несравненный Дакпопа, третий патриарх традиции, был воплощением ученика Господа Будды Чандрапрабхакумары, чья активная деятельность в Тибете была предсказана самим Буддой. Он родился в 1079 году в Сева-лунге в Ньяле. Его отец, Ньива Гьялпо, был врачом и нгакпой. Его матерью была Шомо За Чечам. Гампопа занимался медициной со своим отцом, и впоследствии избрал ее своей профессией. В возрасте двадцати пяти лет он женился на благородной девушке, родившей ему двух детей, девочку и мальчика. Его жена и дети погибли во время эпидемии через несколько лет после свадьбы, и Гампопа дал обет посвятить остаток своей жизни религиозной практике. Он оставил свое имущество и отправился на поиски гуру, у которого он мог бы учиться, и монастыря, где можно было бы получить посвящение. Гампопа получил посвящение бхикшу в монастыре кадам Гья-чак-ги в Пхеньюле от геше Гонгкхапы, получив монашеское имя Сонам Ринчен. Следующие четыре или пять лет он учился и практиковал под руководством многих мастеров кадам. В Нижнем Дакпо он получил абхишеку, текстуальную передачу и устные наставления на Чакрасамвару, Хеваджру и Гухьясамаджу от Геше Марьюл Лодена. Он также изучал наставления Атиши "Постепенного пути трех лиц" и получал медитативные наставления от нескольких мастеров, таких как Джайюлпа, Ньюкрумпа и Гьяйон Дак.

И только на тридцать втором году жизни Гампопа услышал о Миларепе. Однажды случилось, что Гампопа прислушался к обсуждению несколькими нищими мощи великих йогинов. Услышав имя Миларепы, он мгновенно ощутил сильнейшую эмоциональную волну. После различных благоприятных знаков в его снах, говоривших о существовании связи между ним и Милой, Гампопа решил, что его будущее заключается в ученичестве у Милы. Он формально испросил разрешение на путешествие от своих учителей кадам. Геше Ченнава, знаменитый ученик Дромтена, сказал ему, "Ты не должен отказываться от наших знаков", подразумевая, что он должен продолжать соблюдать обеты монашеских правил.

Гампопа нашел Миларепу в Чу-баре. Он представился Миле с золотом и тюком чая как подношениями, на что последний настойчиво попросил, чтобы Гампопа выпил половину пива из полной чаши из черепа. Преодолев первоначальное отвращение к нарушению в данном случае правил винайи, Гампопа взял чашу и выпил пиво, показав тем самым, что он достойный сосуд для учения сиддх. Миларепа тщательно расспросил его о пpедыдущих занятиях, и Гампопа рассказал ему, что получил цикл Гухьясамаджи от Геше Марьял Лодена и Хеваджры от других мастеров кадам. Когда далее Гампопа доверительно сообщил, что он испытывал однажды медитативное погружение в течение тринадцати дней, Миларепа разразился хохотом и воскликнул: "Масло никогда не извлекается из песка. Медитируй по моей системе "йоги жара", чтобы увидеть природу ума".

После того, как он принял Гампопу в число своих учеников, Миларепа вначале дал ему абхишеку Чакрасамвары и благословение Ваджрайогини. Добившись тем самым его созревания, Мила затем дал ему учение в практике йоги жара и прямые наставления во взгляде Махамудры, произнеся: "Окончательный взгляд - это смотреть на свой собственный ум. Если ты ищешь взгляд вне ума, ты подобен тому, кто ищет изобилия, будучи уже богатым".

Гампопа провел некоторое время, знакомясь с техниками, переданными ему Миларепой. В течение этих нескольких месяцев Гампопа имел серию видений, вызываемых практикой йоги жара, и происходящие вследствие этого изменения в нади, пране и бинду его тонкого тела. Вначале Гампопа имел видение пяти Будд в мандале. Миларепа прокомментировал: "Это подобно человеку, надавившему на глаза и видящему две луны. Это происходит потому, что ты содержишь в себе пять пран. Это ни позитивно, ни негативно". Через три месяца Гампопа потерял сознание во время медитации, когда он внезапно увидел вселенную бешено вращающейся. Его гуру объяснил ему, что это было вследствие вхождения пран правого и левого нади в центральный нади. Вскоре после этого случая Гампопа имел видение, что все небо заполняет Авалокитешвара. Миларепа объяснил ему, что это обозначает, что бинду начало течь вниз из макушечной чакры. Следующее видение Гампопы было мимолетным взглядом в ад "Черного Места". Миларепа просто посоветовал Гампопе ослабить свои медитационные ремни. Некоторое время спустя у Гампопы было другое видение, заключавшееся в том, что он узрел богов, дождем изливавших нектар, который пить мог только он. Миларепа сказал, что это видение означает рост бинду в центральном нади, но что он нуждается в практике некоторых упражнений хатха-йоги. Месяцем позднее Гампопа неожиданно почувствовал неистовую и длительную физическую дрожь. Миларепа посоветовал ему продолжить занятия.

Вскоре после этого Гампопа увидел затмевающиеся солнце и луну. Его гуру рассказал ему, что это событие означает вхождение праны и бинду в центральный нади. Восьмым в этой последовательности духовных опытов было видение Гампопой мандалы красного Хеваджры. Миларепа связал это со скоплением красного бинду в сердечной чакре Гампопы. Он пережил также подобный опыт, когда видел мандалу Чакрасамвары. Согласно Миларепе, это было знаком того, что бинду стабилизировалось в его пупочной чакре. Следующее видение Гампопы, последовавшее двумя неделями позднее, было ощущение собственного тела безграничным как пространство и содержащим всех чувствующих существ, пьющих молоко. Миларепа сообщил ему, что это - знак того, что его праны трансформировались в праны мудрости. Через месяц Гампопа во время медитации последовательно увидел восемь божеств цикла Бхайсаджьягуру, сферы самбхогакайи и Шакьямуни как главу тысячи Будд благоприятного эона. Когда он сообщил Миларепе об этом видении, его гуру сказал: "Сейчас ты видел Будд самбхогакайи и нирманакайи, но ты еще не видел Будду дхармакайи". Затем Миларепа отослал Гампопу в провинцию У продолжить медитации в одиночном отшельничестве. Он предсказал, что Гампопа сможет постигнуть дхармакайя-природу ума и распознать своего гуру как Будду в реальности. Он дал ему имя "Бхикшу Ваджрадхара, прославленный во всей Джамбудвипе", и приказал ему вернуться на четырнадцатый день месяца лошади года зайца (1123).

Сначала Гампопа пришел в монастырь кадам в Се-ва-лунге в Ньяле, но вскоре он понял, что его пребывание там вредит практике Махамудры. Вспомнив совет Милы, Гампопа удалился в отшельничество на три года, пока не реализовал истинную природу ума и одновременно не распознал своего гуру как истинного Будду. Затем Гампопа переместился в Оде Гунгьял, где и оставался в отшельничестве на протяжении последующих девяти лет. Когда прошло двенадцать лет после прощальной беседы с Миларепой, он повернул свои стопы по направлению к резиденции своего гуру в Чубаре. В Ярлунге он услышал весть об уходе Миларепы, и эта утрата не оставила ему иной возможности, кроме как вернуться в отшельничество в Оде Гунгьял. Некоторое время позднее Гампопа получил определенные знамения того, что его собственной жизни могут угрожать различные опасности. Он отвратил их с помощью медитации долголетия на Белую Тару, полученную еще от его старого учителя школы кадам Геше Ньюкрумпы.

Наконец Гампопа поселился в уединенном жилище на горе Гампо в южной части провинции У, где у него стали появляться ученики. В согласии с надобностями его новых учеников Гампопа основал маленький монастырский комплекс, позднее известный как Даклха Гампо, первый монастырь Дакпо Кагью. Ученики из всех частей Тибета собирались в этот центр. Гампопа составил много важных текстов в течение этого периода, в числе которых "Драгоценное украшение освобождения" и "Драгоценные четки высшего пути"; оба эти текста свидетельствуют об объединении им двух течений духовной практики, которым он сам обучался: ступенчатого пути учения кадам и учения махамудры линии сиддх, переданное через Миларепу. В отличие от предыдущих учителей линии Гампопа давал наставления Махамудры без абхишеки большинству, хотя и не всем, из своих учеников. Как утверждал Го Лоцава, "Дакпо Ринпоче вырабатывал понимание Махамудры в начинающих, еще не имевших посвящений". Этот метод учения стал известен как сутра-традиция Махамудры.

После многих трудов Гампопа ушел из этого мира в своем монастыре в 1173 году. В сам день своей смерти он дал учение Махамудры двум монахам, пришедшим с просьбой абхишеки ваджраяны. Во время кремации его тела дакини и боги появились в небе, а его сердце было найдено неповрежденным в пепле погребального костра.

Четыре ученика Гампопы получили полную передачу его учения: Дусум Кхьенпа, Дакпо Гомцул, Пхакмо Друпа и Барам Дарма Вангчуг. Эти четверо, прямо или опосредованно, впоследствии стали отцами-основателями "четырех старших" ветвей Дакпо Кагью: Карма, Цхал, Пхакмо Дру и Барам. Эти ветви распространили систему Дхармы Гампопы - систему двух течений, кадам и махамудры - по всему Тибету.

Ветвь Карма, или, как она иногда называется, Камцанг, была основана Кармапой Дусум Кхьенпой (1110-1193), первым в линии воплощений Кармап. Дакпо Гомцул (1116-1169), племянник Гампопы и наследник монастыря Даклха Гампо, опосредованно сыграл роль патриарха-основателя ветви Цхал - второй из четырех. Положил начало распространению этой ветви его ученик, Жанг Юдракпа (1123-1193), основавший монастырь Цхал в Гунгтханге. Ветвь Барам была основана учеником Гампопы Барам Дарма Вангчуком родом из области Пхеньюл провинции Цанг. Ветвь Пхакмо Дру, давшая начало восьми меньшим линиям, названа по имени Пхакмо Друг Дордже Гьялпо (1110-1170). Сама ветвь Пхакмо Дру позднее прекратила свое существование как религиозное направление, так как практикующие постепенно превратились в политически могущественных светских властителей, и этот процесс достиг своего апофеоза во время установления в четырнадцатом веке правления Пхакмо Дру во всем Тибете в лице Тайситу Джангчуба Гьялцена (1302-1364). Восемь младших линий берут начало от учеников самого Пхакмо Дру, - это линии Дрикунг, Таклунг, Тропху, Друк, Мар, Йел, Шугсеб и Ямзанг.

Созвучные материалы:
 

Жизнеописания Святых
 Главная страница
Hosted by uCoz