То, что обычно пониамется под словом «я», можно разделить на пять составных частей. Эти пять частей являются внешними по отношению к нашей сущности. Именно они являются причиной перерождения в нижних мирах. Эти составные части принято называть пятью скандхами. Их также можно назвать накоплениями захваченностей. Пять накоплений захваченности, начиная с внешних и заканчивая внутренними, таковы: Форма-Внешность, Ощущения, Представления, Сформированный Опыт и Различение. Все они несут в себе карму, накопленную человеком в этой и прошлых жизнях. Форма-Внешность Форма-Внешность - это наша внешность или фигура. Считается, что она определяется чистотой нашей речи. Об этом в одной из сутр говорил Будда Шакьямуни: «Если женщина раздражается, переполнена беспокойством, ругается из-за пустяков, вне себя от гнева, наносит раны, противоречит, проявляет ярость, негодование и недовольство, ... то, где бы она ни перевоплотилась, у неё будет плохая внешность, плохие манеры, выглядеть она будет ужасно... Если женщина не раздражается, не беспокоится, не ругается из-за пустяков, не наносит ран, не противоречит, не проявляет ярости, негодования и недовольства,... то где бы она ни перевоплотилась, у неё будет красивая внешность, хорошие манеры, она будет производить хорошее впечатление, будет обладать превосходной внешностью…» Ощущения Второе из Пяти Накоплений Захваченностей - Ощущения, основная характеристика которых - это интенсивность. Ощущения можно подразделить на три вида: острые ощущения, слабые ощущения и отсутствие ощущений. Вы можете заинтересоваться, почему мы не разделяем ощущения на хорошие или плохие. Ощущения можно сравнить с большой и маленькой волнами. У большой волны расстояние между верхней и нижней частями большое. А у маленькой волны расстояние между гребнем и подошвой не столь велико. То же относится и к Ощущениям: чем сильнее мы стремимся к хорошим и приятным ощущениям, тем более сильными становятся плохие и неприятные. Например, если человек очень сильно радуется покупке новой машины, то скорее всего, он будет сильно расстраиваться, если ее украдут. Цель практики истинного Учения заключается в том, чтобы понемногу уменьшить размеры большой волны и в конце концов сравнять ее с поверхностью, другими словами, прийти к состоянию, когда можно прекратить появление любого ощущения, искоренить привязанность к ним. Представления Представления, третий компонент Накопления Захваченностей, - это информация, хранящаяся в виде образов. Считается, что на Представления непосредственное воздействие оказывают сознание или ум. В повседневной жизни мы размышляем над многими явлениями, и, хотя мы далеко не всегда претворяем свои мысли в жизнь, каждая из них, тем не менее, отражается в наших Представлениях. Накопленные Заслуги дают возможность представлять себе приятные образы. Когда у нас в голове возникают такие образы, мы испытываем удовольствие, воображая, например, как мы будем хорошо приняты в гостях или на работе, какая у нас будет счастливая семья или модная одежда. И как мы страдаем, когда беспокоимся, что завтра нас могут отругать, или испытываем опасение, будто мы можем заболеть. Такие страдания могут возникать при отсутствии или растрате Заслуг. Практика Четырех Безмерных состояний души улучшает наши Представления, что увеличивает вероятность перерождения в высоких мирах, включая верхний Мир Форм. Но если в нас присутствуют злые представления, или если мы практикуем недобродетельные, порочные состояния души, то скорее всего, мы переродимся в одном из нижних миров Мира Страстей. Сформированный Опыт Четвертый элемент Пяти Накоплений Захваченностей - это Сформированный Опыт. В нашей жизни мы приобретаем различный опыт, совершая поступки тела, речи и мыслей. Информация об этом опыте сохраняется и становится причиной для приобретения нового опыта. Представьте себе гамбургер. Вы его съели, он Вам понравился. Вы едите его снова и Вам кажется, что на этот раз он еще вкуснее. И тогда Вам захочется съесть его снова. Или вот другой пример. Перед нами снова гамбургер. Вы его едите, и у вас начинается расстройство желудка. Вы едите гамбургер во второй раз, и снова расстройство! Вы уже не захотите отведать его в третий раз. Информация об удовольствиях и страданиях, полученных в первый и второй раз, предопределила действие в третий раз. Это и есть Сформированный Опыт. В буддийских сутрах, переведенных на китайский язык, Сформированный Опыт передается иероглифом, который означает «действие». Причина в том, что, как Вы могли видеть, Сформированный Опыт предопределяет последующее действие. Различение Последний компонент Пяти Накоплений Захваченностей - это Различение. Различение - это то, что лежит в основе работы сознания, которое решает, что это хорошо, а это плохо, это красиво, а это уродливо. В Мире Страстей самое большое значение имеет различение на «я» и «другие». Различение противоположно Четырем Безмерным Состояниям Души. Именно Различение является причиной наших перерождений в этом Мире Страстей, а развитие Четырех Безмерных Состояний Души дает возможность выйти за пределы этого Мира. Сформированный Опыт оказывает прямое влияние на наши действия, а Различение прямо влияет на работу сознания, и именно работа сознания в большой мере определяет последующие перерождения. Можно сказать, что цель практики состоит в очистке и преодолении Пяти Накоплений Захваченностей. Созвучные материалы: |