В Шести Совершенствах соблюдение заповедей идет вторым по счету. Шесть парамит (совершенств) - это последовательная система практики, которая особенно актуальна для мирян. Первая из них - это совершенная (по мотивации и усилиям) практика жертвования. Вторая Парамита - соблюдение заповедей. Следующие четыре Парамиты - это терпение, упорное усилие, самадхи и мудрость. Те, кто никак не может добиться соблюдения заповедей, сначала должны заниматься практикой пожертвования. Когда практика жертвования будет в совершенстве выполнена, появится возможность перейти к соблюдению заповедей. Подумаем над тем, почему необходимо соблюдать заповеди. Прежде всего, благодаря их соблюдению можно избежать накопления плохой кармы - прекратить совершение плохих поступков тела, речи и мыслей. За счет этого тело, речь и мысли очистятся. Кроме того, благодаря соблюдению заповедей можно прекратить растрату накопленных Заслуг. При этом будет накапливаться энергия стресса, пагубные желания будут ослабляться, энергетические каналы нади будут очищатсья. Появится возможность отрешиться от нижних чакр. Благодаря поднятию энергии кундалини можно будлет войти в процесс Освобождения. Существуют своды из пяти и десяти заповедей. Пять заповедей предназначены для практикующих в миру. Нельзя совершать убийства, нельзя воровать, нельзя прелюбодействовать, лгать, употреблять спиртные напитки и прочие вещества, которые могут привести к разладу в душе. Существует также свод из 10 заповедей. В этом случае к пяти заповедям добавляются заповеди для речи - не пустословь, не сквернословь и не клевещи, а также заповеди для мыслей - не обладай привязанностью, не впадай в заблуждение и не обладай скверным и злобным сознанием. Можно сказать, что свод из 5 заповедей позволяет отрешиться от миров мира страстей начиная от мира ада и кончая миром асуров и создать в себе предпосылки для перерождения в мире Небес. Заповеди можно разделить на три вида: первое - заповеди, которые помогают очистить тело и, соответственно, изменить Мир Явлений - не убивай, не кради, не прелюбодействуй. Следующий вид заповедей - заповеди, которые очищают карму речи и, соответственно, оказывают влияние на Астральный Мир. Это - четыре заповеди для речи: не лги, не злословь, не пустословь, не клевещи. И затем есть заповеди, которые относятся к мыслям и, соответственно, очищают душу и оказывают влияние на каузальный мир: не имей привязанностей, не впадай в заблуждение и не обладай скверным (вредным) сердцем. Первая заповедь гласит, что нельзя убивать никакие живые существа, что нужно обладать любовью и состраданием к ним. Благодаря этому можно избавиться от кармы ада. В основе души, которая убивает живые существа, лежит чувство ненависти. Ненависть возникает в результате стремления уничтожить или как-то вытеснить других ради собственной пользы. В результате вредное сердце притесняет не только других, но и само себя. Также в душе возникает страх. Карма подобна мячу, который придется поймать. В процессе убийства мы причиняем страдания тому, кого убиваем и страдания возвращаются к нам. Поступки, которые основаны на любви и сострадании, дают радость другим и эта радость в результате возвращается к нам самим. Благодаря Обету Страдания, Обету Махаяне, 4 Великим Неизмеримым Состояниям Души можно помочь другим избавиться от страданий, принести им радость. Все это вернется к вам и обернется пользой для вас. Благодаря чувству любви и сострадания к живым существам, относясь к другим с добротой и нежностью, можно будет дать им успокоение. Это приведет к миру и спокойствию в душе. Вторая заповедь - не кради. Подразумевается, что следует не только воздержаться от воровства, но также жертвовать. Это помогает избавиться от кармы голодных духов. В основе работы сознания человека, который занимается воровством, лежит жадность или привязанность к вещам. Воровство приводит к постоянному напряжению и зажатости. Благодаря воздержанию от воровства и практике жертвования можно будет освободиться от самоуничижения, напряженности души. Также можно будет обрести стабильность сознания. Для практики жертвования есть еще один важный аспект - необходимо избрать достойный объект пожертвования. В процессе пожертвования происходит обмен кармой с тем, кому жертвуешь. Cчитается, что следует жертвовать тому, кто находится не уровне архата и выше. Архат - это как раз тот уровень, на котором можно принимать пожертвования. Если нет возможности выполнять практику пожертвования, то невозможно и соблюдать заповеди и, таким образом, невозможна практика Шести Парамит. Итак, благодаря воздержанию от воровства можно будет избавиться от напряженности и зажатости в душе. Также прелюбодеяние приводит душу к зажатости и напряженности и, кроме того, к трате жизненной энергии. Третья заповедь - не прелюбодействуй. "Не следует заниматься сексом без любви" - так звучит эта заповедь для практикующих мирян. Для монахов она означает, что нельзя терять сексуальную энергию. Строго говоря, даже нежное чувство, чувство любви к человеку противоположного пола для монаха считается нарушением заповеди. Благодаря соблюдению этой заповеди можно избавиться от кармы мира животных и кармы мира людей. Сексуальное желание - это привязанность, которая направлена к лицам противоположного пола. Кроме того, сюда входит желание властвовать, желание монопольного владения. Может возникнуть ненависть в душе и желание подчинить себе другого человека полностью. Это, естественно, связано с кармой мира ада. Это приводит к ухудшению отношений между людьми, и потере нашу жизненной энергии, усилению невежества и ослаблению силы воли. Для практикующих жизненная энергия - это энергия кундалини. Из-за занятий сексом теряется энергия элемента воды, обретается темперамент или конституция, связанная со слизью. Кроме того, также обретается карма сексуального партнера. Можно сказать, что происходит обмен информацией на уровне астрального и каузального миров. Нельзя сказать, что сильные желания означают сильную сексуальную энергию. Если существуют сексуальные желания, а жизненной энергии не хватает, то из-за сексуальных контактов постепенно тратится то, чего и так было мало. Все это приводит к ранней смерти. Можно сказать, что сексуальное желание, как и аппетит, представляет собой сущностное мирское желание. Если изучать систему религиозной доктрины, то можно будет разобраться в том, что представляет собой сексуальное желание, откуда оно возникает, к чему оно вдет и какие проблемы создает. В результате можно будет избавиться от той информации, которая побуждает расширять и увеличивать сексуальное желание. Благодаря усилению и сохранению жизненной энергии можно будет увеличить силу воли и укрепить физическое тело. Следующая заповедь - не лги. Нельзя говорить неправду. Существует два вида лжи - активная и пассивная ложь. Активная ложь - это намеренная ложь. Если в момент, когда нужно сказать правду, человек отделывается молчанием, это будет пассивной ложью. Благодаря прекращению лжи можно будет избавиться от туманности, запутанности слов и кармы животных. Кроме того, из-за лжи увеличится энергия тамас и накапливается карма животных. В результате теряется возможность правильно воспринимать и распознавать явления. Из-за того, что между поступками тела и речи существует некоторое "расстояние", замедлится материализация событий и явлений. Благодаря прекращению лжи можно видеть объекты и явления такими, какие они есть на самом деле. Наши слова будут лучше материализовываться. Так как слова и действия едины, сказанное будет воплощаться в действиях. Следующая заповедь для речи - не пустословь. Не следует говорить ненужных слов. Необходимо обратить внимание на то, что в результате пустословия мы теряем энергию не только из свадхиштана-чакры, энергия также выходит из нашего рта. Из -за пустословия люди перестают доверять нам и уважать нас. Это влечет за собой утечки энергии и загрязнение астрального мира. Мы потеряем способность правильного видения будущего. Так мы создадим ненужные причины в астральном мире. Благодаря отрешению от этих неблагих поступков мы сможем избегать потерь энергии, очистить астральный мир и ускорить возвращение кармы. Следующая заповедь для речи - не сквернословь. Нельзя говорить бранные слова. Если ругать других, то это будет вызывать у них антипатию. Они в ответ будут ругать или критиковать нас. Если всегда мягко и нежно разговаривать с людьми и никогда не сквернословить, другие также будут хорошо относиться к вам. Четвертая заповедь для речи - не клевещи. Нельзя произносить слова, которые могут привести к вражде между людьми. Клевета также имеет тесную связь с чувством ревности, зависти и соперничества. Всегда есть напряженность в душе, все время есть мысли о том, что сказать или как поступить с тем или другим, все это порождает беспокойство и страдания. Следующая заповедь - не будь жадным. Чем больше желаешь, тем сильнее увеличиваются мирские желания. Душа не удовлетворяется. В результате лишь увеличиваются причины страданий. Благодаря отдалению от алчности можно будет удовлетворяться теми условиями, которые нам даны. Следующая заповедь касается скверного (вредного) сердца. Необходимо отрешиться от него и прекратить излучение ненависти и злобы. Из-за гнева тело становится горячим. Может быть, есть люди, которые думают, что для того, чтобы в практике добиться результата, следует немножко разогреть себя таким образом. Конечно, тело разогреется из-за туммо (жара в теле, возникающего за счет циркуляции энергии). Но эта энергия совершенно противоположна тому жару, который возникает из-за гнева. Когда мы гневаемся и злимся, то тратим накопленную энергию. В результате гнева накапливатся плохая карма. Все это приводит в ухудшению состояния, в результате тело охлаждается. Благодаря отдалению от гнева и злобы можно воспитать в себе душу бодхисаттвы, которая будет приносить пользу другим и заниматься спасением. В результате к нам вернется карма, когда окружающие люди будут относиться к нам с уважением. Следующая заповедь касается заблуждения или отрицания Истины. Так как отрицается Истина, вектор сознания, устремления направлены в противоположную от нее сторону, и это ведет к перерождению в Трех Скверных Мирах. Если уничтожать невежество и не отрицать Истину, можно будет совершить более хорошее перерождение. Итак, еще раз кратко обобщим сказанное о соблюдении заповедей. Первое - это очищение тела. Не только нельзя убивать живые существа, но также необходимо испытывать к ним любовь и сострадание. Как воздаяние за это вас будут любить и уважать другие люди, можно будет прожить долгую жизнь. Также можно будет создать причину перерождения на Небесах. Далее - не кради. Не только не следует совершать воровство также необходимо жертвовать. Воздаянием за это будет богатство. Можно добиться богатства души. Далее - не прелюбодействуй. Нельзя совершать прелюбодеяний, нельзя вступать в сексуальные отношения без любви. Если выполнять эту заповедь, в семье все пойдет гладко. Далее, очищение речи. "Не лги" - нельзя говорить неправду. Благодаря выполнению этой заповеди будет увеличиваться концентрация сознания, вас будут уважать, вы заслужите доверие со стороны окружающих. Будет увеличиваться скорость достижения Истины. Далее - не сквернословь. Нельзя ругать других. За счет этого можно получить получить уважение окружающих. Далее - не клевещи. Не следует приводить людей ко вражде. В результате люди станут доверять вам, также, возможно, у вас появится много друзей. Следующее - очищение мыслей. Первое - не будь алчным и жадным. Именно жертвование помогает осуществить материальные желания. Следующее - нельзя излучать гнев и злобу. Также необходимо желать духовного роста всем живым существам. Последнее - нельзя отрицать отрицать Истину. Необходимо тренировать в себе способность воспринимать явления такими, какие они есть на самом деле. Тогда увеличится интеллект, и в конце концов, можно будет достичь Просветления. Но что делать, если заповеди уже нарушены, если плохая карма накоплена? Дело в том, что все когда-нибудь да нарушали какие-то из заповедей. Самый общий совет в этом случае таков: необходимо практиковать Дхарму. И еще было бы очень полезно заниматься раскаянием в соотвтетсвии с десятью заповедями. Благодаря этому плохая карма может проявиться скорее. Созвучные материалы: |