Если вы даете объяснение Дзогчена ста людям, которые интересуются, то этого недостаточно; но если вы даете объяснение одному человеку; который не интересуется, то этого слишком много. Гараб Дордже. В наши дни многие люди совершенно не интересуются духовными вопросами, и такое отсутствие интереса усугубляется общим материалистическим мировоззрением нашего общества. Если вы спросите их, во что они верят, то они, скорее всего, ответят, что не верят ни во что. Такие люди считают, что религия основана на вере, которую они ставят немногим выше суеверия, считая, что в современном мире она неуместна. Но Дзогчен нельзя считать религией, в нем не требуется ни во что верить - он предлагает человеку наблюдать самого себя и обнаружить свое истинное состояние. Как считается в учении Дзогчен, человек функционирует на трех взаимосвязанных уровнях: тела, речи, или энергии, и ума. Даже тот, кто утверждает, что ни во что не верит, не сможет сказать, что не верит в свое собственное тело! Оно составляет опору нашего существа, а возможности и проблемы тела явно осязаемы. Мы чувствуем холод и голод, мы страдаем от боли и одиночества, мы проводим большую часть своей жизни в попытках преодолеть физические страдания. Уровень энергии, или речь, увидеть не так легко, и не все отдают себе отчет в его существовании. На Западе о нем не ведают даже большинство врачей, которые пытаются лечить все болезни исключительно на физическом уровне. Но если у человека нарушена энергия, то ни его тело, ни сознание не будут работать правильно. Некоторые болезни, в том числе рак, вызваны нарушением энергии, и их нельзя вылечить лишь с помощью хирургической операции или лекарств. Из-за плохой циркуляции энергии возникают и многие психические болезни, а также некоторые менее тяжелые душевные расстройства. Обычно наше психическое состояние бывает очень запутанным и хаотичным, и даже если мы хотим остаться в покое, нам это не всегда удается - не позволяет наша расстроенная и возбужденная энергия. Поэтому для преодоления проблем тела, речи и ума учение Дзогчен дает конкретные практики, работающие с каждым из этих трех уровней человека. Эти практики можно объединить с повседневной жизнью, таким образом изменив все свое восприятие жизни, и тогда напряженность и беспорядочность сменятся мудростью и истинной свободой. Учение Дзогчен - не просто теория, это практика. И, хотя это Учение - чрезвычайно древнее, природа тела, речи и ума человека не изменилась, поэтому Дзогчен и сегодня так же применим к состоянию человека, как и вчера. Изначальное состояние По своей сути Дзогчен - это Учение об изначальном состоянии бытия, которое представляет собой изначальную неотъемлемую природу каждого человека. Войти в это состояние означает ощутить себя таким, каков ты есть, центром Вселенной, однако речь здесь идет не об обычном эгоцентризме. Обычное эгоцентрическое сознание - и есть та самая клетка ограниченности и двойственного видения, которая не дает нам вкусить свою собственную истинную природу - пространство изначального состояния. Понять это изначальное состояние означает постичь учение Дзогчен, а функция передачи учения Дзогчен состоит в том, чтобы донести это состояние от того, кто его реализовал, то есть сделал реальным то, что было прежде лишь скрытой возможностью, тем людям, которые еще остаются в плену состояния двойственности. Даже само название Дзогчен, что означает "Великое Совершенство", указывает на самосовершенство этого состояния, изначально чистого в своей основе, где нечего отвергать или принимать. Для того, чтобы понять изначальное состояние и войти в него, от нас не требуется интеллектуального знания, познаний в области культуры или истории. По самой своей природе оно - за пределами интеллекта. Тем не менее, когда люди узнают об учении, о котором прежде не слышали, они первым делом хотят выяснить, где оно возникло, откуда пришло, кто его передавал и так далее. Все эти вопросы правомерны, но о самом Дзогчене нельзя сказать, что он принадлежит культуре какой-либо конкретной страны. Существует тантра Дзогчена Драталгюр цавэй гюд, в которой утверждается, что учение Дзогчен можно найти в тринадцати солнечных системах, помимо нашей, поэтому мы даже не можем с уверенностью сказать, что учение Дзогчен принадлежит планете Земля, тем более какой-то отдельной национальной культуре. И хотя верно, что традиция Дзогчена, к рассмотрению которой мы приступаем, пришла через тибетскую культуру, в которой нашла приют с самого начала документально зафиксированной истории Тибета, тем не менее, мы не можем утверждать, что Дзогчен - это тибетское учение, так как само изначальное состояние не имеет национальности: оно вездесуще. Но верно также и то, что повсюду живые существа пребывают в двойственном видении, которое препятствует переживанию изначального состояния. Когда реализовавшие существа пытались установить с ними контакт, то им чрезвычайно редко удавалось передать изначальное состояние без всяких слов и символов. И потому реализовавшие старались использовать как средство общения любую обнаруженную культуру. Поэтому культура и учения зачастую переплетаются, а в Тибете этот процесс зашел так далеко, что невозможно понять культуру без понимания Учения. Из этого не следует, что учения Дзогчена когда-нибудь были особенно широко распространены или хорошо известны в Тибете - скорее наоборот, Дзогчен всегда оставался неразглашаемым Учением. Но учения Дзогчена являются сущностью всех тибетских Учений, которая предстает в них настолько обнаженно, что их всегда хранили в некоторой тайне и люди зачастую их побаивались. Кроме того, учение Дзогчен существовало в древней традиции Бон, которая была исконной религией Тибета, существовавшей до прихода буддизма из Индии. Следовательно, если мы считаем, что учения Дзогчена являются сущностью всех тибетских духовных традиций, как буддийских, так и бонских (хотя в действительности сами по себе они не принадлежали ни буддизму, ни Бон), и если мы признаём, что духовные традиции Тибета были сущностью тибетской культуры, то сможем использовать учения Дзогчена как ключ к пониманию тибетской культуры в целом. Взглянув под таким углом зрения, можно увидеть, что различные аспекты тибетской культуры проявляются как грани единого видения реализовавших существ - Учителей духовных традиций. Ясность изначального состояния, проявившись в умах многих Учителей, подобно кристаллу, сверкающему в сердце культуры, испускает свои сияющие лучи или искрящиеся отражения - разнообразные формы тибетского искусства и иконографии, медицины и астрологии. Постигнув природу кристалла, мы сможем лучше осмыслить испускаемые им лучи и отражения. Созвучные материалы: |