Четыре Безмерных Состояния и чувство благодарности.
часть 1

   

Почему нельзя ничего требовать взамен

Среди принципов, лежащих в основе Четырёх Безмерных Состояний, есть образ мыслей о благодарности и желании отплатить за добро. Четыре Безмерных Состояния основаны на том, что вы стремитесь приносить пользу окружающим, не рассчитывая ничего получать от них взамен. Если вы желаете получить что-либо взамен, то это не будет подлинными Четырьмя Безмерными состояниями. Как же сформировать в своем сознании стремление приносить окружающим пользу, не требуя ничего от них взамен?

Прежде всего, поговорим о том, почему нельзя что-либо требовать взамен. Считайте, что если вы хотите получить что-то от других, то это уже говорит о том, что вы не можете их любить. Ведь получается, что тех, от кого вы что-то получаете, - вы можете любить (иначе говоря, можете испытывать к ним привязанность), в то время как те, от которых вы не получаете ничего, интересовать вас перестают и вы становитесь к ним безразличны. А если у вас отнимают то, что вы получили, у вас возникает ненависть. Поэтому условием подлинной Любви является односторонняя (не рассчитывающая на взаимность) любовь, которая не стремится к получению выгоды.

Три ключа Четырех Безмерных Состояний

В нашей душе обычно существуют любовь и ненависть. Кого-то мы любим, кого-то ненавидим, а к кому-то безразличны. Но такое отношение основывается на стремлении получать что-то взамен. Люди и вещи, удовлетворяющие наш эгоизм, становятся объектами нашей привязанности, объекты, действия или существование которых идёт вразрез с нашими желаниями, становятся объектами нашей враждебности или ненависти, а к людям, не имеющим к нам никакого отношения, мы равнодушны. Одним из Четырёх Безмерных Состояний является Беспристрастность. Смысл её состоит в том, что любить нужно все души, независимо от того, нравятся они нам или не нравятся.

О любви ко всем душам можно сказать и по-другому: когда вы думаете обо всех душах, вы испытываете любовь к ним ко всем, независимо от того, получаете вы от них какую-то выгоду или нет. Естественно, что в этом случае вы любите все души бескорыстно и независимо от того, нравятся они вам или нет.

Поэтому ключом к Четырём Неизмеримостям можно считать отсутствие стремления получить что-либо взамен, беспристрастие, при котором не существует понятий "люблю - не люблю", а также проявление этих качеств по отношению ко всем. Овладеете вы подлинной любовью или просто будите испытывать привязанность, зависит от того, обретёте ли вы способность к проявлению этих качеств или нет.

Образ мыслей о благодарности и желании оплатить за добро

Подумаем над тем, как распространить на все души одностороннюю любовь, которая ничего не требует взамен и в которой нет ни пристрастий, ни разделения на "нравится - не нравится". Прежде всего, этого невозможно достичь, сохраняя привычный образ мыслей, который мы взрастили в своей повседневной жизни. Здесь нужен особый подход, основывающийся на Учении. Тут и приходит черёд чувству благодарности и желанию воздать за добро всем душам.

Прежде всего, когда вы собираетесь заниматься Бескорыстным Служением в отношении вашего благодетеля, есть ли у вас желание получить от него что-то взамен? Он оказал вам великое благодеяние, и вы хотите отблагодарить его за добро. Будут ли у вас возникать мысли, что если в следующий раз вы от него ничего не получите, то вам не захочется что-либо для него делать? Вероятно, нет.

Или вот пример с одалживанием денег. Если вам дали взаймы, то появится ли у вас мысль, что если этот человек опять не одолжит вам денег, то нынешний долг лучше не возвращать? Не появится.

Вы вступаете с другими в общение, обладая различными пагубными желаниями. Например, вы недовольны, если с вами поступают не так, как вы хотите. Но возникнет ли у вас неудовлетворённость, если то, что вы хотите, ваш благодетель вам не сделает? Или же возникнет у вас ревность из-за того, что ваш благодетель превосходит вас? Будете ли вы испытывать самоуничижение из-за того, что в чём-то уступаете благодетелю? Или возникнет ли у вас гордость и высокомерие из-за того, что в чём-то вы превосходите своего благодетеля? Можно сказать, что по отношению к вашему благодетелю такие мысли будут возникать реже, чем по отношению к другим людям.

Поэтому взращивание чувства благодарности за благодеяния, которые нам оказывают все души, способно полностью уничтожить гордость, испытывая которую вы считаете себя выше других, соперничество и ревность, испытывая которые вы ради своего счастья готовы даже на устранение соперника, самоуничижение, испытывая которое вы не удовлетворены тем, что хотя вы и получили благодеяние, но всё же находитесь ниже своих благодетелей, а также ненависть и гнев по отношению к ним.

Этот особый образ мыслей, когда вы ко всем душам испытываете благодарность и желаете всем им воздать за добро, остужает различные пагубные желания и становится основой для взращивания по отношению к ним любви бескорыстной и не рассчитывающей на взаимность. Поэтому такой образ мыслей и проповедуется в буддийской эзотерической традиции.

Когда - то они были нашими отцами и матерями и с любовью воспитывали нас

В предварительных эзотерических практиках есть один из методов, одна из дей которого сводится к следующему: когда вы в Четырёх Безмерных Состояниях глядите на этот Мир Явлений, то понимаете, сколь велико в нём количество душ, оказывавших вам до сих пор благодеяния. Благодаря этому и появляется решимость помогать их Спасению.

Таков традиционный взгляд на практику Четырёх Состояний Души, ведущуюся из благодарности за те благодеяния, которые оказывали нам все души.

Ну а какие же благодеяния нам оказывали? В тибетском буддизме считается, что практически все души были когда-то нашими отцами или матерями. С безначального прошлого мы прожили бесчисленное количество жизней. Поэтому бесчисленное количество душ было нашими отцами и матерями. И, воспитывая нас, они, вероятно, от всей души любили нас и жертвовали собой ради нас. Все это и сформировало нас нынешних. Вот такой подход существует в тибетской традиции. Если практиковать такой образ мыслей, то это принесёт соответствующий результат.

Только вот в нынешнее время, эпоху Кали-юги, встречаются дети, с которыми жестоко обращаются их родители, есть много таких, кто был душевно травмирован своими отцами или матерями. Возможно, эти раны остаются из-за предубеждённого взгляда на вещи - несмотря на то, что они получили многочисленные благодеяния, своё сознание они направляют лишь на то, что получили душевные раны. Если учесть, что в современную эпоху, формирующую такое сознание, во взаимоотношениях сильны эгоизм и враждебность, то такое традиционное тибетское учение сейчас не совсем подходит.

Живые существа, жертвовавшие для нашего пропитания своими жизнями

Прежде всего, мы живём в Шести Мирах Страстей, и качество их таково, что здесь мы не смогли бы прожить, если бы другие живые существа не приносились нам в жертву. Если мы не будем принимать пожертвований тел других живых существ, то прожить мы не сможем.

Вы питаетесь различными продуктами. Возможно, некоторые, вступив на путь практики, стали вегетарианцами. Однако и в этом случае выращивание растений сопровождается смертью насекомых и других живых существ. Если вы едите мясо животного, то животное, естественно, должно умереть. Таким образом, получается, что человек не выживет, если чьи-то жизни не приносятся ему в жертву.

Бесчисленное количество жизней мы перевоплощались в этих шести мирах людьми, животными и другими существами, но мы не смогли бы здесь прожить, если бы другие живые существа непрерывно не жертвовали нам свои жизни и непрерывно не одаривали бы нас бесчисленными благодеяниями.

Поэтому, если посмотреть на длительный поток перевоплощений, существующих с безначального прошлого, то можно увидеть, что мы и сейчас живём здесь благодаря пожертвованиям многих тел, в том числе и друзей по Закону, окружающих сейчас нас. Фактически, если бы мы не жертвовали друг от другу свои тела, мы не смогли бы дожить до настоящего времени.

Может быть, это и страшный факт, но он, по-видимому, так же реален, как и то, что все люди были в прежних жизнях нашими матерями или отцами.

Даже если рассматривать одну только эту жизнь, то можно прийти к выводу, что живём мы за счёт того, что очень многие живые существа приносятся нам в жертву, то есть за счёт пожертвований их тел. Но люди этого обычно не осознают. Если бы осознавали, то в нынешнюю эпоху было бы весьма сложно прожить. Ведь сейчас в пищу в избытке идут животные. Если заявить об этом, то потребление пищи сократится. В результате произойдёт спад экономики, то есть это заявление, по-видимому, будет иметь неблагоприятные последствия для тех, кто сейчас зарабатывает деньги. А также для средств массовой информации, которые получают большую прибыль от рекламы этих продуктов.

Другие души дают нам опыт страданий и радостей, необходимый для Освобождения

Вместе с тем нельзя сказать, что благодеяния состоят только в том, что мы можем жить. Что нам необходимо для того, чтобы, прожив жизнь, мы пришли к Освобождению? Для этого нам необходим разнообразный опыт страданий и радостей.

В сущности, для того чтобы войти в Маха Нирвану, нужно, сформировав карму, пройти кармическое очищение. Если сказать проще, то нам необходимо, сформировав пагубные желания, познать, что их оборотной стороной являются страдания. Потому что наше Истинное Это упало под воздействием кармы, или же пагубных желаний, или, говоря иначе, Трех Гун. Поскольку душа незрела и не понимает причин падения, и в особенности того, что оборотной стороной удовольствий являются страдания.

Таким образом, нашим душам для обретения зрелости совершенно необходимо упасть в эти Три Мира и получать здесь разнообразный опыт, испытывая радости и страдания.

Ну а как можно получить этот опыт? Для этого, несомненно, следует общаться с другими живыми существами. И получаемый опыт не обязательно будет лишь приятным -естественно, будут и страдания, лежащие с другой стороны удовольствий.

О том, что является предпосылкой духовной практики, в Учении говорится следующее: «Есть страдания - будет и вера». Из-за различных страданий мы, для того чтобы их преодолеть, чтобы их устранить, начали поиски Истины, стали искать какой-нибудь Путь. И людей с такой мотивацией, наверное, много.

И ещё одно. После вступления на Путь до достижения Освобождения необходимо испытать разнообразный опыт страданий и радостей. Таковы, например, страдания кармического очищения, которые получил Миларепа от Марпы в известной истории.

Например, Божественный Мудрец из рода Шакья (Будда Шакьямуни) приступил к практике после того как увидел страдания других людей. Увидев страдания людей от рождения, старения, болезней и смерти за пределами дворца, он осознал непостоянство и приступил к духовной практике.

В процессе духовной эволюции обязательно испытывается опыт радостей и страданий, в особенности, соприкасаясь с другими людьми и живыми существами мы можем испытывать так называемые «адские муки». Если нет такого соприкосновения с другими, невозможно встать на путь Освобождения.

Души, проповедующие нам Учение

В конечном счёте, когда есть опыт страданий, мы начинаем стремиться к освобождению от них. Но если в это время нет того, кто проповедовал бы нам Учение, освобождиться от страданий было бы невозможно. Но нам проповедует Учение не один человек. Прежде всего, это люди, которые привели вас на Путь. Это и практикующие миряне, которых вы встретили в зале для практики, и практикующие монахи, и многочисленные гуру, которые были в ваших прежних жизнях. Таким образом, очень многие души проповедовали вам Учение.

Итак, собравшиеся в одном пространстве люди имеют с прежних жизней кармические связи: раньше они, возможно, проповедовали друг другу Учение и воодушевляли друг друга.

Таким образом, для того чтобы мы выжили, все души, по меньшей мере в течение нескольких жизней, жертвовали нам свои тела. Для того чтобы получить опыт страданий, опыт «адских мук», со всеми душами мы вступали во взаимоотношения, ведущие к страданиям. Кроме того, ну, может быть, не ото всех, но от очень многих душ, мы получали Закон.

Следствием этих страданий было наше вступление на Путь или же подъём нашего духовного уровня. Это и есть правильный взгляд на вещи.

Так, если исходить из этого правильного взгляда, бесчисленное множество душ были нашими благодетелями. И поскольку мы уже получили столько благодеяний, нам следует всем им отплатить за добро. Такой образ мыслей является основой Четырёх Безмерных состояний.

Люди не осознают полученные ранее благодеяния, забывают о них. Бессознательно у них возникает настрой, что делать что-то они будут только для тех, от кого в дальнейшем смогут что-то получить. А из-за такого невежества обязательно будет возникать и различение «люблю - не люблю».

Однако, если изо всех сил концентрироваться на благодеяниях, полученных нами до сих пор ото всех душ, то подобные пристрастия сойдут на нет. И появятся мысли о том, что поскольку мы уже облагодетельствованы, то в дальнейшем нам надо будет это компенсировать.



Созвучные материалы:
 

Обсудить  Учение  Главная  страница

 
Hosted by uCoz